АФИНЫ, 20 ноя — РИА Новости, Геннадий Мельник. Президент Кипра Никос Анастасиадис и лидер турок-киприотов Мустафа Акынджи в воскресенье возобновят в Швейцарии переговоры, касающиеся территориальных вопросов. Переговоры запланированы на два дня, но могут быть продлены.
Территориальный вопрос, или вопрос территориальных корректировок, является одним из самых сложных в межобщинных переговорах по кипрскому урегулированию. В ходе предыдущего раунда стороны не смогли согласовать критерии решения территориальной проблемы, хотя заявляли о "прогрессе на переговорах".
"Цель нового раунда — согласовать критерии, которые впоследствии будут отражены на конкретной карте, так что мы сможем говорить о следующем, заключительном этапе переговоров", — заявил официальный представитель правительства Греции Никос Христодулидис.
Кипр де-факто разделен с 1974 года после военного вторжения Турции, ставшего ответом на попытку госпереворота на Кипре при участии греческих военных. Турецкие вооруженные силы в ночь на 21 июля 1974 года вторглись на север Кипра и оккупировали 37% территории страны. В 1983 году на оккупированных территориях была провозглашена Турецкая республика северного Кипра, которую признала только Турция.
Переговоры о воссоединении Кипра возобновились в феврале 2014 года после двухлетнего перерыва. В последние месяцы президент республики Кипр Анастасиадис и лидер турок-киприотов Акынджи активизировали переговоры и встречались еженедельно.
Территориальный вопрос
В 2002-2004 годах был разработан "план Аннана", по имени бывшего тогда генеральным секретарем ООН Кофи Аннана. В апреле 2004 года в обеих частях Кипра прошли референдумы по вопросу принятия "плана Аннана", в ходе которого 65% турок-киприотов проголосовали в его поддержку, а76% греков-киприотов высказались против, тем самым отвергнув его.
Одной из многих причин того, что греки-киприоты отвергли "план Аннана", стало, в частности, несправедливое, по мнению многих политиков, решение территориального вопроса. Сейчас турки оккупируют 37% территории, Аннан предлагал оставить им 28,5%. Греки-киприоты считали, что им достаточно 18% — пропорционально населению.
Анастасиадис был активным сторонником "плана Аннана", сейчас же он делает все, чтобы его имя не ассоциировалось с провалившимся планом. По мнению обозревателей, во многом потому, что сейчас условия уже хуже, чем в 2004 году.
Сейчас лидер турок-киприотов Акынджи, согласно сообщению кипрской газеты "Филелефтерос", требует примерно 29,2% территорий. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что территория турок-киприотов никогда не будет меньше 30%. При этом заявление было сделано в то время, как в Швейцарии шел первый раунд переговоров.
Пока стороны не могут определить, какие территории и в каком процентном соотношении должны находиться под административным управлением каждой общины. В частности, президент Анастасиадис требовал возвращения грекам-киприотам некогда процветавшего региона Морфу. Но турки-киприоты считают невозможным возвращение Морфу, сейчас густо населенного преимущественно турками.
В северной части Кипра вызвала скандал публикация фотографий с первого раунда переговоров — на одном из снимков на столе переговоров была видна карта, на которой значительная часть ныне оккупированных территорий, судя по цвету, отнесена к административному управлению греческой общины.
Турки-киприоты ранее настаивали на том, чтобы обсуждать территориальные вопросы на карте только после созыва пятисторонней встречи, с участием представителей стран-гарантов — Греции, Турции и Великобритании. Греки-киприоты считают, что до созыва такой встречи две общины сами должны решить все вопросы.
Другие вопросы
Помимо этого греческая община настаивает на возвращении в свои дома примерно 100 тысяч беженцев и возвращении им имущества. Турки-киприоты говорят, что это трудно сделать после 40 лет отсутствия, в домах живут другие люди.
Нерешенными остаются вопросы гарантий и вывода турецких оккупационных войск.
Греция исходит из того, что не может быть решения кипрской проблемы при сохранении на Кипре турецких оккупационных войск и системы гарантий, поскольку это будет означать, что Кипр как член Евросоюза будет протекторатом третьей державы, расположенной вне Союза, будет ограничен суверенитет Кипра, что станет негативным фактором для всего ЕС.
Помимо этого, по мнению обозревателей и дипломатов, идет отступление от ряда принципов урегулирования, зафиксированных в резолюциях СБ ООН, и сейчас речь скорее о создании конфедерации, а не федерации, хотя президент Кипра отрицает это.
"Я хочу внести ясность в сотый раз, что я считаю абсолютно невозможным заявлять, что согласованное решение приведет к конфедерации, а не федерации", — заявил Анастасиадис на пресс-конференции в преддверии первого швейцарского раунда переговоров.
Одной из проблем стали попытки установить конкретные сроки достижения договоренностей, а именно – до конца этого года. Акынджи заявил, что если вопрос будет отложен на 2017 год, то его отложат и до 2018 года.
Впрочем, в любом случае последнее слово в решении кипрской проблемы принадлежит народу Кипра – соглашение будет вынесено на референдум, на котором обе общины выскажут свое мнение.