МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. Микрофинансовые организации (МФО) необходимо ограничить в выдаче необоснованных займов и одновременно повысить финансовую грамотность заемщиков, считает первый зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлев.
Опасение, по его словам, также вызывает так называемая "асфальтная реклама", которая вводит в заблуждение граждан с недостаточным уровнем финансовой грамотности.
Невозвратный вклад
Журавлев отметил, что помимо кредитования, опасными могут быть и вложения в микрофинансовые организации. "Если для вкладчиков обычных банков гарантирован возврат вкладов на сумму до 1,4 миллиона рублей, то деньги, вложенные в МФО, в случае банкротства уже никогда не вернутся вкладчику", — пояснил сенатор.
Однако люди все равно относятся крайне неразборчиво к тем организациям, которым доверяют порой свои последние сбережения, в погоне за нереалистичными процентами, добавил он. "К тому же, граждане невнимательны к условиям, прописанным в договоре, а порой идут на сделки с вовсе несуществующими компаниями, исключенными из реестра, а значит впредь неподконтрольными ЦБ. Скорость выдачи займа и его доступность оказывается важнее стоимости и последствий", — отметил законодатель.
По данным ЦБ, на 1 июля 2016 года число МФО в России сократилось по сравнению с концом первого квартала на 7,58%, до 3,56 тысячи.
"Наша основная цель – защитить заемщиков от чрезмерно завышенных ростовщических процентов, и по аналогии с "очищением" банковского сектора стремиться к дестимулированию деятельности недобросовестных участников рынка микрофинансирования", — заявил сенатор. Он отметил, что исключительно законодательных мер для этого недостаточно.
"Не последнюю роль в пресечении нелегальной выдачи потребительских кредитов могут сыграть и правоохранительные органы, особенно учитывая, что после ужесточения регулирования многие МФО могут уйти в теневой сектор рынка", — сказал замглавы комитета.
Четкие стандарты
"Считаю, что пора подумать и о показателе DTI (соотношение суммы долга к уровню доходов заёмщика). МФО должны информировать потенциальных заемщиков о рисках и возможных потерях, проверять их платежеспособность. Важна открытость микрофинансовых организаций, полноценная работа с обращениями граждан", — сказал Журавлев.
Он напомнил, что Центробанк разработал экономические нормативы для микрофинансовых и микрокредитных компаний.
Все вышеперечисленные меры должны способствовать не только усилению регулирования и контроля за деятельностью кредиторов, но и сформировать на рынке принцип двусторонней ответственности: ограничить МФО в выдаче необоснованных займов, которые наверняка попадут в "плохие долги", и в то же время повысить финансовую грамотность заемщиков и их ответственность за собственные необдуманные решения, заключил сенатор.