Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
В режиме спецоперации
А главное – и сегодня миллионы индийцев стоят в очереди в банки и к банкоматам и ненавидят все вокруг.
Общая идея реформы была неплоха и даже очевидна. В последнее десятилетие в 4,3 раза выросло число 500-рупиевых бумажек и в 10 раз – 1000-рупиевых. Премьер Моди в своем обращении от 8 ноября сказал, что раздувшееся наличное обращение питало коррупцию и нелегальную торговлю, так же как подкуп избирателей на выборах. И в ситуации этой, добавим, виноват был не Моди, а прежнее правительство.
Но что происходит в стране, у которой вдруг исчезает из оборота 86% наличной ликвидности? То, что мы наблюдаем. Работа прекращается. Возникают дикие очереди в банки (особенно в сельской местности). Не забудем сломанные банкоматы, отсутствие сдачи в магазинах. Это страшный удар по давним привычкам людей из провинции: Индия – страна консервативная, люди не доверяют банкам и хранят пачки рупий в потайных местах. Еще запасают золото.
А сегодня сообщили: 97-летняя мама премьера, Хираба Моди, как и другие граждане, пришла в банк в своей деревне на окраине Гандинагара и обменяла 4500 рупий. (Рупия, кстати, по курсу примерно сопоставима с рублем). Что ж, это аргумент.
Хотя не надо считать индийцев мирными и добрыми людьми. Они, наоборот, бывают очень даже скандальными. Еще недавно можно было смело утверждать, что Моди – особенно с наметившимися мировыми рекордами роста экономики уже через год после прихода к власти – это надолго. А теперь такой уверенности нет. Даже мама может не помочь. Россия может остаться без важного партнера, да еще такого, как Индия, если эта страна пойдет вразнос.
Реформатор как диагноз
Эта история очень поучительна, потому что касается острых для сегодняшнего мира вопросов. Про реформаторов и консерваторов. И еще – про коррупцию и борьбу с таковой. Кажется, Индия показывает нам, чего ни в коем случае не надо делать.
Не только политики, а люди вообще делятся на консерваторов и революционеров (они же – реформаторы), или, если хотите, на садовников и земледельцев — и охотников.
Революционер – это человек, чья душа настолько уязвляется народными страданиями, что он готов полностью поломать все основы существования народа, чтобы уже в следующем поколении все изменилось (а нынешнее поколение – его не жалко). Реформатор отличается от революционера только тем, что старается лично обойтись без массовых убийств.
Нравится кому-то или нет, но множество революционеров и реформаторов выходит как раз из народа, вот и Нарендра Моди оттуда же.
Кстати, у нас в эти дни намечается 25-летний юбилей российского реформаторства, с известными последствиями. Ведь именно ранней зимой 1991 года формировалось ельцинское правительство "новой России". Гениальных идей радикальной ломки всего (включая людей) как раз в эти дни высказывалось сколько угодно.
Посмотрите на сбывшиеся или провалившиеся революции недавних лет по всему миру – тут уже технология, обвинения в коррупции как элемент пропаганды просто неизбежны. Некоторые правительства, например – китайское, оказываются вынуждены сделать чистку власти от коррупционеров чуть не обязательной и перманентной. Кстати, в Индии массовые шествия или голодовки против коррупции тоже были в моде несколько лет назад.
Но если индийский крестьянин дает индийскому полицейскому бумажку в 1000 рупий, это – неожиданно — немножко другое дело, никакая не коррупция. Это попытка человека заменить безличные отношения "гражданин – государство" личными отношениями двух людей. То есть часть культуры и традиции.
Подозреваю, что перевод громадной страны на безналичный оборот денег – не лучший способ борьбы с этой "низовой" коррупцией, поскольку не принимает в расчет человека как такового (типичная ошибка революционера и реформатора).