БРЮССЕЛЬ, 14 ноя – РИА Новости, Владимир Добровольский. Главы МИД стран-членов Евросоюза на встрече в понедельник обсудят отношения с Турцией, которую ЕС критикует за задержания оппозиционеров и нарушение свободы слова после попытки военного переворота, переговоры по решению сирийского конфликта и на совместной сессии с министрами обороны – план по укреплению обороны и безопасности Евросоюза.
Первым пунктом в формальной повестке дня станет Турция. Как ожидается, министры обсудят последние события в стране, которые вызвали беспокойство у Евросоюза. Речь идет, прежде всего, о дискуссии о возможном восстановлении смертной казни, об ограничениях свободы слова и СМИ, а также задержании членов турецкого парламента от прокурдской Партии демократии народов (ПДН). ЕС неоднократно заявлял, что поведение Анкары ставит под вопрос ее стремление к вступлению в Евросоюз. Однако никаких решений в этой связи в понедельник принято не будет – вопрос о судьбе переговоров Турции о вступлении в ЕС будет поднят на декабрьской сессии.
Кроме того, вероятно, министры поднимут вопрос о ратификации Нидерландами соглашения об ассоциации с Украиной, против которого в апреле высказались голландские граждане на референдуме. Комментируя ситуацию, высокопоставленный представитель ЕС в пятницу сообщил журналистам, что голландский премьер Марк Рютте работает над этим вопросом, и "все надеются на выгодное и приемлемое для всех решение".
Сирийское досье в этот раз станет гораздо менее "горячим", чем во время заседания в октябре, когда обсуждалась возможность санкций в связи с обстрелами Алеппо и формулировка, в которой Совет ЕС по иностранным делам планировал осудить действия России. На этот раз основной темой станут переговоры, которые проводит глава дипломатии ЕС Федерика Могерини со странами региона. Так, она сообщит о переговорах о переходе власти в стране и послевоенного восстановления Сирии, об итогах поездки в Иран и Саудовскую Аравию в этой связи, а также о перспективах инициативы ЕС направить гуманитарный конвой в восточное Алеппо.
Вместе с тем, Могерини на прошлой неделе неоднократно указывала, что европейская стратегия по обороне не предполагает ни создание европейской армии, ни создание единого генштаба командования спецоперациями. Она отмечала, что у ЕС уже есть несколько штабов для командования гражданскими и военными операциями за рубежом, и речь идет не о создании новой структуры, а об оптимизации работы существующих.