Владимир Трефилов, МИА Россия сегодня
"Где рыба? Положите поближе!" Мокрые от пота ребята забежали за кулисы. Огромный муляж трески плывет по рукам и приземляется на стул за занавесом.
Все в одинаковых синих футболках с надписью "Северный хор". Идет репетиция на сцене концертного зала имени П.И. Чайковского.
"Не успеем!" Распутывают рыбацкую сеть.
"Успеем! Пошли!" Закинув невод на плечи, выходят легкой походкой в такт песне женского хора о работе рыбаков.
Государственный академический Северный русский народный хор отпраздновал в этом году круглую дату. Девяносто лет артисты радуют зрителей по всему миру поморской песней и танцем. Первый концерт коллектива, образованного Антониной Яковлевной Колотиловой, прошёл 8 марта 1926 года.
Когда хор создавался, в нем было 20 участниц. Сейчас оркестр, хоровая и танцевальная группы — это 81 человек.
Ручеёк из девушек в нарядных костюмах вливается за кулисы. Все разбегаются к пронумерованным вешалкам с одеждой и начинают быстро переодеваться для следующего выхода.
Рассказывает костюмер Наталья Панкратова: "Видите, они каждый свой костюм "зарядил", что называется. Все сложено в нужном порядке и уже отсюда будут брать. Каждый знает, где положил. Быстренько прибегают, переодеваются. И когда я пришла работать сюда, то не знала этой особенности. Думала, что разбросали костюмы везде — пошла и собрала. А оказалось, что делать этого было не нужно. Потом разобрались."
Наталья рассказывает, что в костюмах нельзя ни есть, ни пить.
"Вот голубые платья, на них от воды пятна остаются. Придется в химчистку сдавать потому, что костюмы мы не стираем. Рубашки стираем, платочки"
Наталья рассказала, что был случай, когда костюмер забыла в Архангельске блузку. В Германии весь день ходили искали ткань и вечером она сшила блузку. Косметическими ножницами и иголкой. У костюмеров обязательно должно быть швейное образование.
Над созданием красивых и уникальных северных костюмов работает целый пошивочный цех под руководством Николая Терюхина. У хора есть даже свой сапожник — Валентин Чертов, который занимается ремонтом обуви артистов уже более 20 лет.
Пока артисты переодеваются, оркестр народных инструментов исполняет отдельный номер.
Руководитель оркестра Качаев Александр Михайлович рассказал, что если не возить инструмент в тепле, то в баяне собирается конденсат, а на гастролях каждое место на счету, приходится складывать чехлы с инструментами в багаж с реквизитом и личными вещами.
"Баян надо настраивать раз в год, возим в Череповец- туда ближе. Там бывший баянист занялся настройкой. Струнные инструменты — балалайки, домры, — мы стараемся заказывать у хороших мастеров. Жалейки, другие народные духовые инструменты тоже делаем у мастеров"
Александр поделился, что ему бывает детей не с кем оставить. "Приходится выкручиваться, если с женой выезжаешь на гастроли. Супруга в хоре поет."
Тему супружеских отношений среди участников Северного хора в разговоре затронула и Евгения Щербина, артистка хоровой группы.
"Когда длинные гастроли, ездить со своей половинкой — это хорошо. Но то, что твои личные отношения на виду у всего коллектива — в этом есть своя сложность."
Евгения рассказала про зал Чайковского то, что он очень приятный по акустике, но у него нетипичные входы и уходы со сцены, нет занавеса.
"Но это мы учли ещё у себя, когда репетировали, потому что знаем эту площадку. Для нас уже это привычно."
Солистка хора поделилась профессиональными секретами:
"Нельзя простудиться, одеваться надо тепло, держать связки в тепле, не кричать на улице, громко не разговаривать. Не есть перед концертом ни семечки, ни орехи, ни острое, не жгучее — ничего этого нельзя."
На репетиции между выходами мы начали беседовать с артистом балета Денисом Чалых. Он по совместительству руководит хореографической студией, которая входит в Малый Северный хор.
"Спрашиваю ребенка: ты хочешь танцевать?— он говорит: нет! Я говорю, а чего пришли? Мама говорит: нет, он хочет. Он говорит: нет, не хочу.
Кончается тем, что я предлагаю: приходи на одно занятие, а там посмотришь. Приходят такие на занятие. Выдаешь им народные сапоги. Они почему-то сразу счастливые становятся и ходят дальше."
"Ну что, продолжим?" — Денис выбегает за кулисы со сцены. Он рассказал о богатом фольклорном наследии, которое хранит и развивает Северный хор.
"У нас были песенницы из районов Архангельской области, настоящие, которые пели песни народные, выпестованные по 500, 600, 1000 лет. До 300-х песен привозили с собой исполнительницы, можете себе представить? Такое богатство!"
"На сцене актеры в одинаковых костюмах, но выражают индивидуальность в исполнении. Движения одинаковые, а характеры разные.
У одного ковырялочка достойная, у другого подчеркнутая, у третьего с хитрецой…", — рассказывает Денис.
Денис болеет душой не только за свой коллектив и северные фольклорные традиции, но и за всю русскую народную культуру, которая, по словам артиста умирает вместе с деревней.
"Когда мы знаем хип-хоп, а не можем исполнить дробь или спеть частушку, для меня это непонятно. Чужую культуру знаем, а почему свою не можем познать?"
Северный хор — один из 12 профессиональных фольклорных коллективов России, который призван сохранять, развивать и нести в массы нашу родную уникальную культуру.
Зрители уже не танцуют сами "барыню", а на праздниках все реже поют русские песни. Но аплодируют артистам после концерта стоя, и слезы по щекам бегут.