МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. 10 ноября отмечается день сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Московский участковый рассказал РИА Новости о том, как разогнать наркопритон и зачем его просят починить кран.
Под музыку
Стены кабинета Чужинова украшают картины, карта России, портреты бывшего и нынешнего президентов, царя Николая II и Феликса Дзержинского. На замечание о необычном сочетании персон он говорит о любви к истории. Еще одна деталь: на шкафу лежит голубой берет ВДВ, но фотографироваться в нем участковый отказывается. "Не надо смешивать", — говорит он.
Чужинов работает в две смены – с 10.00 до 19.00 и с 15.00 до 00.00. Согласно приказу, шесть часов в неделю он должен выделять на прием населения, но получается больше.
"Я должен посетить каждую квартиру на участке, вручить визитную карточку, чтобы люди знали, где меня искать, сообщить о месте и приеме населения. Если население пожилое, то я должен провести профилактическую беседу: люди в возрасте часто становятся жертвами мошенников. Еще в мои обязанности входит рассмотрение материалов, заявлений, сообщений службы 02, ну и, естественно, раскрытие преступлений и пресечение административных правонарушений", — рассказал Александр.
От мигрантов до плохой сантехники
"Мы выявляем любые квартиры, которые сдаются. Заносим информацию о них в базу. Доступ к ней есть и у сотрудников налоговой инспекции. Согласно ней, они взыскивают с собственников подоходный налог. То есть все стало на виду, в теневую уже никто жилплощадь не сдает", — рассказал Чужинов.
За годы службы на участке Чужинова не было ни одного тяжкого преступления, но грабителей обезвреживать ему приходилось, причем не у себя на территории. "Я живу в этом же районе, но не у себя на участке. Все в доме знают, что я служу в полиции. Однажды приехал со службы, переоделся, начал заниматься бытовыми делами, и ко мне обратилась дочь нашей консьержки, которая работает в магазине рядом. К ним ворвался мужчина с ножом, попытался ограбить, но ей удалось убежать. В участковом пункте полиции на тот момент никого не было, тогда она обратилась ко мне. Я прибежал и задержал этого мужчину", — рассказал он.
Еще одно свежее дело Чужинова – внедрение в наркопритон. Ему с коллегами нужно было задержать организаторов. "Наркоманы – люди специфические, они, по понятным причинам, никогда не открывают полицейским. Чтобы попасть в квартиру, моему коллеге пришлось раздеться по пояс, представиться соседом снизу и сказать, что его заливают. После этого нам открыли дверь и мы смогли войти", — рассказал Чужинов.
У участкового есть и "постоянные клиенты", которые обращаются к нему с необычными проблемами. Составлять протокол приходится в любом случае.
"У меня есть жительница, которая звонит мне почти каждый день и сообщает, что у нее из крана идет ржавая вода и батареи звенят. Я иду, заполняют бумагу. Если не мне, то она позвонит в 02, туда выдернут наряд ППС, который, возможно, в это время будет нужен в другом месте", — сказал он.
Точки напряжения
Участковый старается познакомиться с каждым жильцом его участка, но отмечает, что в условиях мегаполиса это непросто. Многие квартиры сдаются, их жильцы часто меняются, но коренных жителей он знает. На участке Чужинова есть и "точки напряжения" — это выходы из метро "Сходненская".
"Возле выходов часто курят или распивают спиртные напитки. Рядом находится двор, где в летнее время собирается молодежь и нарушает тишину и покой граждан. И на курение, и на распитие алкоголя меня вызывают сами жильцы, они звонят мне или на 02", — рассказал участковый.
Его телефон должен быть доступен в любое время, но без веской причины по ночам его не беспокоят. По словам Александра, в это время чаще всего обращаются по "бытовым моментам": муж избивает жену, либо дети обижают пожилых родителей.
"Раньше мне чаще всего звонили бабушки, но сейчас доверие к полиции выросло. Номер набирают люди разных возрастов и материального благосостояния", — сказал Чужинов.
Жильцы выбрасывают мусор из окна, соседи шумят, кто-то кого-то оскорбил – это дела участкового. Правда, по новому закону он может провести лишь профилактические беседы.
"С переходом из милиции в полицию мы больше не в праве составлять протокол административных правонарушений, предусмотренных кодексом Москвы. Составляем только по кодексу РФ. Если нарушение носит системный характер, то мы обязаны сделать копии всех материалов и отправить их в административную комиссию районной управы. Они, в свою очередь, должны привлечь нарушителей к административной ответственности по закону Москвы", — сказал он.