Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Нравится нам это признавать или нет, но главная конкуренция в мире идет не между США и Россией, а между США и Китаем, первой и второй державами мира. То, что администрация демократов и лично Хиллари Клинтон на время предвыборной кампании объявили Россию главным своим врагом — это их глупость, за которую (среди прочих) они и заплатили. А как реагируют китайцы на победу Дональда Трампа? Если одним словом, то задумчиво.
Сплошная неясность
И получилось вот что: "если изберут Клинтон, то она будет очень уязвимым президентом". Политика демократов "выедала изнутри" американскую экономику и общество. Те, кто трудолюбив и привержен американским ценностям (имеет в виду упорство на пути к успеху), будут и дальше подвергаться дискриминации. Это подорвет сами основы общества и экономики США. Ну, а агрессивная, "основанная на ценностях" внешняя политика только ускорит этот процесс.
Остается вопрос — а хорошо ли это для Китая. Автор собирается с силами и говорит: в целом и в среднесрочной перспективе Китаю будет легче, если изберут Трампа. Хотя бы потому, что он будет избегать ненужных конфликтов. Ну, а склонность последнего к торговому протекционизму (добавим: прежде всего — против китайских товаров) — его, возможно, сама жизнь заставит приспособиться к экономическим реальностям.
Общий и опять же оптимистичный вывод: Китай может процветать вместе с США, если Америка будет возрождаться (а если бы она приходила при Клинтон в упадок, то Китаю это было бы выгодно или все равно).
Если у Трампа все получится…
Трамп — это реальная экономика вместо всяческих пузырей в банковской и прочих эфемерных сферах. Именно так переводится главный лозунг президента Трампа — "сделать Америку снова великой".
И хотя о Китае он говорил не часто, но обещал ему войну. Не ту, которой все время грозила Клинтон с ее идеей "поворота к Азии" — военно-политическое давление — а торговую. В среднесрочной-то перспективе для Китая это будет не так страшно, даже комфортно — не надо будет думать о постоянном подстрекательстве США всяких азиатских стран к давлению на Китай по любому поводу.
Газета Washington Post публикует предсказание весьма демократического обозревателя насчет того, какой будет внешняя политика Трампа. Совместные с Россией и Сирией боевые действия против джихадистов… Приход к власти по всей Европе консервативных сил…
И — "попытка улучшить условия торговли в Азии, заново пересматривая условия торговых соглашений и заставляя Китай ревальвировать свою валюту". И Китай, считает автор, может оказаться очень даже уязвимым для нажима, особенно потому, что приход Трампа может привести к глобальному экономическому спаду (и ослабить Китай тоже).
Россия на обозримый период оказывается перед лицом важных решений по части того, какое место в мировой экономике и геополитике ей занимать. При Хиллари все было бы просто, демократы подтолкнули и без того шедший естественный процесс российско-китайского сближения. Но республиканцы (если Трамп республиканец) известны своим умением договариваться хоть о чем-то как с Москвой, так и с Пекином. Более того, в истории есть случаи (середина 70-х), когда они так здорово договаривались, что Пекин оказывался гораздо ближе к Америке, чем к СССР.
При этом мы, все трое, будем слегка нервно оглядываться друг на друга. Цель будет общей — построить мир, в котором США не будут нам вредить. А тактика будет состоять в том числе и в том, чтобы не выпасть из этого идеального уравнения.