Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
"Второй фронт" против ИГ (группировка запрещена в России) образовался в рамках операции "Гнев Евфрата", целью которой объявлено полное освобождение от террористов сирийской "столицы халифата". В наступлении задействованы около 30 тысяч бойцов вооруженной сирийской оппозиции (костяк составляют отряды курдов).
В отличие от операции в Мосуле, в Ракке американцы не получили официального разрешения (приглашения) сирийского правительства на участие в боевых действиях. Интервенция в чистом виде, а Совбез ООН безмолвствует.
Начало операции "Гнев Евфрата" пока не встретило официальной реакции Дамаска. В то же время Пентагон, который, намеревался поддерживать курдов с воздуха, уже замечен на земле.
В первые сутки операции отряды вооруженной коалиции "Силы демократической Сирии" продвинулись в сторону Ракки на 10 км, по двум направлениям – в районе населенных пунктов Сулук и Айн Исса. При этом наступающие встречают ожесточенное сопротивление противника на дальних подступах к "столице халифата".
Что же происходит в Сирии и в городе Ракка?
Обстановка на фронтах
Правительственные силы ведут боевые действия против Джебхат Фатех Аш-Шам (бывшая Ан-Нусра, филиал Аль Каиды в Сирии) в городе Хан Шейх. На севере Ракки отряды курдов выбили боевиков ИГ из шести деревень. Сводка подтверждает, что динамика освобождения САР в целом положительная.
Ракка находится под контролем боевиков ИГ с 2013 года, и считается террористической "столицей" с 2014 года. Древний город расположен на севере Сирии, в 520 км от Дамаска и в 160 км к востоку от Алеппо. Экономика с середины 1970-х ориентирована на гидроэнергетику (плотина Табка), добычу нефти и хлопководство. Сегодняшнее население – около 220 тысяч человек (арабы и курды). Площадь города – 1962 квадратных километров. Сирийская провинция Ракка – третья по величине.
За годы войны население Ракки уменьшилось в четыре раза. И все-таки, раньше или позже, но период власти ИГ здесь закончится. Будущее города во многом зависит от подвижной системы координат и сложного баланса интересов тех, кто сегодня штурмует "столицу халифата".
Гнев Евфрата и Картера
Министр обороны США Эштон Картер еще в конце октября заявлял, что операции по освобождению от ИГ иракского Мосула и сирийской Ракки будут проходить параллельно. И, похоже, в очередной раз Пентагон не озабочен легитимностью боевых действий.
Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан также призывал начать операцию против ИГ в Ракке как можно быстрее, не дожидаясь освобождения от террористов Мосула.
В мае 2016 года "сирийские демократические силы" уже пытались выбить джихадистов из Ракки. Безуспешно. Тогда же глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу выразил Вашингтону возмущение в связи с участием американского спецназа в рядах курдских отрядов народной самообороны.
Руководство Турции считает курдские отряды террористическими. В свою очередь курды договорились с США о неучастии Турции в битве за Ракку в осенней операции. "Сепаратизм" США создает дополнительную интригу.
Очевидно, на контролируемой сирийскими курдами территории де-факто сложились автономные органы управления и собственное "министерство иностранных дел" (раздражающий фактор для правительства САР и для соседней Турции). Полагаю, американцев устраивает такой порядок.
В сегодняшнем ближневосточном пасьянсе не хватает реакции Министерства обороны РФ, которое прежде заявляла о намеренном выдавливании террористов ИГ из Мосула в Ракку. Вероятно, Генштаб просчитывает все возможные варианты.
Действия воздушно-космических сил России в небе Ирака стали бы достойным асимметричнным (и легитимным) ответом на американское пренебрежение суверенными правами Сирийской Арабской Республики.