МОСКВА, 7 ноя – РИА Новости. Российская тема, пусть преимущественно и в негативном плане, стала в ходе американской предвыборной гонки одной из центральных. Останется ли она на этом месте и после выборов в США? Ждать ли изменения тональности? Судя по всему, рассчитывать на это не приходится.
По мнению экспертов, политика США на российском направлении твердо вошла в конфронтационное русло, выбраться из которого быстро не получится при любом исходе американских выборов. Официальная Москва также признает, что надежд на новые "перезагрузки" и прорывы пока нет. В МИД РФ отметили, что не ожидают, в частности, скорого снятия санкций. В то же время российская сторона подчеркивает, что готова работать с любым новым американским лидером.
Выборы президента США пройдут 8 ноября. Барак Обама дорабатывает второй срок на посту президента и не может баллотироваться вновь. Главные претенденты в его преемники — республиканец Дональд Трамп и кандидат от демократов Хиллари Клинтон.
От перезагрузки к перезагрузке
Именно при Обаме российско-американские отношения упали до беспрецедентно низкого уровня. Начиналось все довольно оптимистично: подписание нового договора о СНВ, широко разрекламированный перезапуск взаимодействия Москвы и Вашингтона. Кстати, тогда госдепартамент США под руководством Хиллари Клинтон допустил ошибку, оказавшуюся пророческой. К очередной встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым сотрудники Клинтон подготовили символическую кнопку, нажатием на которую главы внешнеполитических ведомств двух стран должны были дать старт перезагрузке отношений. На английском на ней было написано reset, а вот с русским получилась неувязка – это слово перевели как "peregruzka". Тогда над ситуацией просто посмеялись, и Клинтон пообещала этой перегрузки не допустить. Не получилось.
В 2012 году в США был введен закон о санкциях в отношении граждан РФ, причастных, по мнению американской стороны, к смерти в московском СИЗО юриста Сергея Магнитского. Продолжилось развертывание глобальной системы ПРО Соединенных Штатов. В 2014 году новые санкции – в связи с вхождением Крыма в состав России и конфликтом в Донбассе. И, наконец, серьезные расхождения по поводу сирийского кризиса и путей его урегулирования. Указанные инциденты – это только вершина айсберга, и в Москве неоднократно указывали, что международная обстановка – и, как результат, отношения РФ и США – начала ухудшаться уже давно, не последнюю очередь из-за высокомерной политики Вашингтона, связанной с попытками продиктовать собственную волю другим государствам.
Администрация Обамы продолжила такую линию вплоть до самых выборов. "Все более усиливается ощущение, что уходящая администрация Соединённых Штатов применяет в двусторонних отношениях (с Россией) тактику выжженной земли. Это очень опасная политика, она чревата негативными последствиями для международной стабильности", — отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Россия как главный аргумент
Понятно, что на фоне серьезного обострения отношений российская тема не могла не прозвучать так или иначе в ходе предвыборной кампании в США. Однако мало кто ожидал, что она станет центральной. Именно это и произошло, вопреки многолетней практике, по которой основными на выборах в США всегда были вопросы внутренней политики. Портал WikiLeaks посчитал, что в ходе трех раундов дебатов Трампа и Клинтон слова "Россия" и "Путин" упоминались чаще других. Меньше затрагивались даже традиционно "горячие" темы налогов в США, проблема абортов, миграция, расизм, не говоря уже об остальном мире — Сирии, Иране и прочих.
Говоря о РФ, Клинтон, например, упирала на то, что Трамп — марионетка российского руководства, что ему оказывает помощь чуть ли не лично президент России Владимир Путин, что свои речи кандидат республиканцев получает на русском языке, а затем переводит. В целом, претендент от Демократической партии настаивала на том, что доказано вмешательство России и Путина, в частности, в американские выборы, для чего используются, по словам Клинтон, в том числе хакерские атаки.
Трамп, в свою очередь, объясняет эти высказывания Клинтон прагматичными и верными действиями российского лидера. "Она не любит Путина, поскольку он действовал умнее, чем она, на каждом шагу", — считает республиканский претендент. По его словам, Путин не уважает ни Обаму, ни Клинтон, а вот с ним, с Трампом, российский президент якобы мог бы сработаться. "Тут говорят, что я люблю Путина. Я не люблю и не ненавижу Путина. Давайте посмотрим, как это будет работать", — сказал Трамп.
В Москве, в свою очередь, категорически отвергают какое-либо вмешательство в выборы в США. А частое упоминание РФ в ходе американской предвыборной гонки объясняют отсутствием ответов на реально важные для общества Соединенных Штатов вопросы и желанием отвлечь население от настоящих проблем. "Как это сделать? Создать, например, образ врага и объединить нацию в борьбе с этим врагом. Образ врага в виде Ирана и иранской ядерной угрозы не очень был эффективным, а в случае с Россией — это поинтересней. И, на мой взгляд, эта карта сейчас активно и разыгрывается",- сказал Путин.
В русле конфронтации
Говоря о перспективах взаимодействия Москвы и Вашингтона после выборов, представители РФ, скорее, высказываются в довольно скептическом тоне. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, ответственный за американское направление в МИД, предположил, например, что враждебный курс США в отношении РФ сохранится и при следующем президенте.
"Скорее всего, мы столкнемся с высокой степенью инерции американской политики на российском направлении, сохранением, по сути дела, враждебного курса. К этому надо быть готовыми, в том числе в части ожидаемого сохранения тех санкций, которые администрация Обамы вводила и угрожает введением все новых уже совсем под занавес своего пребывания у власти", — считает дипломат.
Российские эксперты, в целом, склонны разделять эту точку зрения. "Российско-американские отношения, конечно, формируются личностями, но формирование их основной канвы больше зависит от некоторых объективных факторов, которые не меняются от смены власти в Белом доме. Поэтому ожидать, что новый человек в Белом доме, даже Дональд Трамп, который много, вроде бы, говорит об изменении отношений с Россией, став президентом, развернет корабль российско-американских отношений на 180 градусов, и из жестких оппонентов, противников в геополитической игре мы вдруг превратимся в партнеров, не стоит", — отметил директор Института США и Канады Российской академии наук Валерий Гарбузов.
В то же время в Москве подчеркивают, что от сотрудничества с новой американской администрацией уклоняться не будут. "Мы будем разговаривать с новым президентом и искать решения любых сложных вопросов", — сказал ранее Путин.
Лавров, в свою очередь, заявил, что Россия будет готова работать с любым президентом, которого выберет американский народ. "Президент Путин уже не раз озвучивал нашу позицию, говорил об этом публично: мы никогда не вмешиваемся в дела других стран, никогда не пытаемся подыгрывать во внутренней политике той или иной политической силе и с уважением относимся к выбору любого народа, и с полным уважением отнесемся к выбору американского народа, будем готовы работать с любым президентом, независимо от его партийной принадлежности. Но, конечно, антироссийский заряд, который сейчас в президентском марафоне присутствует, он в американском истеблишменте создает какую-то инерцию, едва ли способствует тому, чтобы наш диалог, в том числе по актуальным международным вопросам, обретал дополнительные позитивные импульсы", — отметил глава МИД.
Россияне надеются на Трампа
В общем, настроения можно охарактеризовать как "главное, чтобы не было хуже". В этом плане эксперты указывают, что характер отношений Москвы и Вашингтона в некоторой степени все-таки будет зависеть от того, кто займет пост президента США. По словам профессора Чикагского университета Джона Миршаймера, "если выиграет Клинтон, а скорее всего так и будет, отношения между РФ и США, возможно, станут ещё хуже". "Клинтон использует даже более ястребиную политику в отношении РФ, чем Барак Обама… Думаю, что с избранием Клинтон отношения ещё больше ухудшатся, и максимум, на что мы можем рассчитывать в случае ее победы — сохранение и поддержание нынешнего статус-кво",- сказал он.
Миршмайер высказал мнение, что Трамп в случае победы, возможно, попытался бы несколько улучшить отношения с РФ, но и здесь были бы сложности. "Его не выберут, только если не произойдёт чуда. Но все-таки если оно произойдет, то Трамп постарается предпринять шаги, чтобы сблизиться с Россией, а в этом случае он встретит сопротивление со стороны американского истеблишмента, который настроен враждебно по отношению к России. Поэтому у Трампа будут проблемы, если он попытается восстановить отношения с Россией",- уточнил он.
Исполнительный директор Института Рона Пола за мир и процветание Дэниэл Макадамс согласен, что победа Клинтон практически со 100-процентной вероятностью будет означать дальнейшее ухудшение отношений двух стран. Насчет Трампа, по словам эксперта, точно сказать нельзя. Макадамс отметил, что республиканец "очень агрессивен по отношению к Ирану — союзнику России, по крайней мере, когда речь идет о сирийском конфликте". По его мнению, миллиардер также агрессивно настроен по отношению к другому стратегическому партнеру РФ – Китаю.
Простые россияне, по данным соцопросов, тоже склонны считать, что улучшение отношений РФ и США более реально при Трампе – в это верит треть опрошенных. При этом лишь 4% заявили, что нормализация произойдет, если президентом станет Клинтон. 36% считают, что в случае победы Трампа отношения не изменятся, 29% — что все останется так же, если в Белый дом придет и кандидат от демократов.
ЕС удобнее с Клинтон
От того, кто будет новым президентом США, зависит и линия Вашингтона по отношению к Европе в целом. Полностью незыблемым в этой сфере кажется только сотрудничество по НАТО.
"Не думаю, что что-то может измениться в отношении НАТО. В краткосрочной перспективе это будет продолжение укрепления так называемого "Восточного фланга" в интересах Центральной и Восточной Европы с их точки зрения, а также Прибалтики. И здесь я не думаю, что в краткосрочном плане это как-то поменяется. В долгосрочном, я думаю, что все-таки будет больше понимания того, что НАТО не должна более входить в другие страны, если они не хотят крупного обострения уже обостренной ситуации: Украина, проблема Грузии и так далее вне натовской системы", — считает директор Центра государственного управления и общественной политики Карлтонского университета Пётр Дуткевич.
Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова, в свою очередь, указала, что "принципиального значения для отношений между США и ЕС результаты выборов не имеют, поскольку налаженные политико-экономические связи сохранят свое значение для обеих сторон". По ее словам, НАТО будет и дальше восприниматься как наиболее удобный инструмент в вопросе военного превосходства. "Можно констатировать, что, при любом исходе президентских выборов в ноябре, в отношении к НАТО особых изменений не предвидится",- уверена она.
Но в наследство от Обамы будущему президенту США достанется и ряд нерешенных вопросов на европейском направлении. Среди них – заключение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP), которое наряду с аналогичной инициативой в Тихоокеанском регионе преподносилось как одно из главных достижений нынешней администрации в сфере международной экономики.
По мнению экспертов, в случае победы Клинтон ситуация с TTIP пойдет по накатанной при Обаме дороге, хотя пока европейская сторона тормозит заключение соглашения. А вот если в Белый дом придет Трамп, то этот вопрос и вовсе могут отложить на неопределенное время.
Однако профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Михаил Портной считает, что и при Трампе проект TTIP не заглох бы окончательно.
"За этим стоит не только позиция американского президента. За этим стоит позиция американского бизнеса, которому нужны новые рынки. Значит, если будет Трамп, то и его склонят, в конце концов, к тому, чтобы работать над этим проектом. Возможно, потребуется время, возможно, будут какие-то осложнения. У проекта своя инерция, и это все будет работать и доводиться до конечного результата", — подчеркнул эксперт.
В целом, он подтвердил, что для Европы победа Клинтон была бы предпочтительнее. "Для отношений с ЕС было бы удобнее, если бы победила Клинтон, потому что она уже была госсекретарем, у нее имеется опыт контактов с европейской политической элитой, так что все знают, что от нее ждать и что надо делать", — указал он.
А вот со стороны Трампа, по его словам, "каждый раз возможна какая-то экзальтированная и неожиданная реакция". "Потребуется какое-то время, чтобы к этому приспособиться, это неприятно, тяжело",- сказал Портной.