Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
1 — 6 ноября в китайском Чжухае проходит 11-й Международный авиасалон Airshow China 2016. Участвуют 560 иностранных компаний из 23 государств. Основная тематика выставки — военная и гражданская авиатехника, космическая техника, системы ПВО и РЭБ, вооружение и техника для воздушного десанта.
Россия представляет здесь самую большую экспозицию среди всех зарубежных военно-технических выставок, в которых участвует. Площадь российской экспозиции по сравнению с 2014 годом выросла в 2,5 раза. На стендах 49 компаний представлены свыше 220 образцов военной техники. В составе российской делегации — около 400 человек.
Кроме "Вертолетов России", страну представляют: компания "Сухой", концерн воздушно-космической обороны "Алмаз — Антей", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", холдинги "Технодинамика" и "Швабе", "Объединенная двигателестроительная корпорация", и ряд других крупных научно-производственных объединений.
И еще одна визитная карточка страны — пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи", которые успешно выступили в первый день работы Airshow China 2016
Передовики
В Китае концерн воздушно-космической обороны "Алмаз — Антей" предлагает потенциальным заказчикам новейшие модификации систем противовоздушной обороны: ЗРС С-400 "Триумф", С-300ВМ "Антей-2500", С-300ПМУ2 "Фаворит". Обстановка в мире вполне располагает к закупкам подобных оборонительных систем.
Холдинг "Вертолеты России" представляет новые разработки, а также презентует системы послепродажного обслуживания до 2030 года, проводит презентации вертолетов Ми-26Т, Ми-171А2, Ми-38, "Ансат" и Ка-32.
В мире традиционно высок интерес ко всей линейке российских вертолетов от тяжелого Ми-26 до легкого "Ансат". В частности, китайцы по достоинству оценили вертолеты Ми-171 и противопожарные Ка-32.
Холдинг "Швабе" демонстрирует 20 образцов продукции для авиации и космоса — облегченное зеркало из астроситалла, круглосуточные оптико-электронные системы, а также 5 видов оптического волокна для сенсорных систем.
В составе объединенной экспозиции НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" ЦИАМ имени П.И. Баранова впервые демонстрирует результаты своих работ по созданию перспективных технологий для авиационных двигателей. Институт имеет давние связи с мировыми научно-исследовательскими центрами, ведущими аэрокосмическими и двигателестроительными предприятиями Азии, Европы и Америки — GTRE и DRDL (Индия), SEDRI, GTE и CAPI (КНР), DLR (Германия), ONERA (Франция), NRL (Нидерланды), Европейским космическим агентством (ESA), Airbus Group, Safran Group, Dassault Aviation, Boeing, Rolls-Royce, Pratt&Whitney Canada, MDS Aero, Avio Aero, MTU Aero, MAN Diesel Turbo SE, Shell.
Даже этот краткий обзор дает представление об огромном потенциале российской авиакосмической отрасли и перспективах её развития.
Китайские особенности
Особое внимание специалистов привлек новейший истребитель-невидимка J-20 пятого поколения (показанный впервые). Самолет называют китайским ответом американскому многоцелевому истребителю пятого поколения F-22 Raptor и F-35, которые США и Япония в скором времени планируют использовать в Тихоокеанском регионе. Американцы оценивают перспективы.
Истребитель J-20 начнут эксплуатировать в 2017-2019 годах, однако уже сегодня машина уверенно выполняет фигуры высшего пилотажа
17 октября с космодрома Цзюцюань Китай в шестой раз запустил пилотируемый космический корабль "Шэньчжоу-11". На околоземной орбите действует китайская космическая станция, вызывающая зависть соседей.
Успехи КНР обусловлены целым рядом факторов, среди которых важную роль играет военно-техническое сотрудничество с Россией. В рамках стратегического партнерства Москва и Пекин осуществляют несколько крупных контрактов по линии ВТС. На сегодняшний день известно о соглашениях на поставку Китаю зенитных ракетных систем С-400 "Триумф" и 24 истребителей поколения 4++ Су-35.
Активно развивается российско-китайское сотрудничество в области гражданской авиации и мирного космоса. Реализуется совместный проект перспективного тяжелого гражданского вертолета (для организации его серийного производства в Китае). Еще один крупный совместный проект — глобальная низкоорбитальная спутниковая система "Звезда Счастья", в которую могут войти более 100 спутников для широкополосного доступа к интернету.