Геворг Мирзаян, Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Весь последний месяц эксперты ждали "октябрьского сюрприза" — события, который нанесет удар по имиджу Хиллари Клинтон. Предполагалось, что удар последует из посольства Эквадора в Лондоне, где укрывается Джулиан Ассандж. Однако его нанесли из Здания им. Эдгара Гувера в Вашингтоне.
Смелость
Напомним, что Хиллари Клинтон обвиняли в возможном разглашении государственной тайны — в бытность госсекретарем она отправляла секретные документы через незащищенный личный почтовый сервер. ФБР начало расследование.
Письма были стерты, и оценить реальный ущерб национальным интересам было непросто, однако само по себе пренебрежение процедурой обращения с засекреченными документами должно было, как минимум, привести к снятию Хиллари с президентской гонки, а как максимум — к отправке ее в места не столь отдаленные.
Однако даже в США действует принцип скотного двора "все равны, но некоторые равнее". На руководство Бюро было оказано беспрецедентное публичное и подковерное давление, в результате которого ФБР приняло решение закрыть дело.
Однако несколько дней назад в нем появились новые обстоятельства — агенты Бюро наши связанные с "делом о переписке" письма на электронных устройствах, принадлежавших бывшему конгрессмену Энтони Винеру, мужу ближайшей помощницы Клинтон — Хумы Абедин. О содержании этих документов широкой публике пока неизвестно, однако, по мнению Бюро, они являются достаточным основанием для возобновления дела.
Хиллари, естественно, была недовольна, и намекнула на заговор против ее персоны. "Странно, что такая информация с минимальными подробностями выплывает прямо перед выборами, — заявила она. — Вообще-то это не просто странно, а беспрецедентно, и вызывает серьезные вопросы".
Верность
Сторонники Хиллари были куда менее политкорректными, поставив под сомнение соответствие директора третьему качеству из девиза ФБР — верности.
Джеймсу припомнили все его грехи, в том числе и нежелание обвинять Россию в хакерских атаках на компьютеры из штаба Хиллари (Коми, как любой нормальный руководитель, попросту не хотел делать громкие заявления без достаточных доказательств).
Последствия этих заявлений могут быть весьма серьезными. И дело не только в материализующемся призраке маккартизма (так называлась массовая охота на ведьм в США в 50-е — 60-е годы, когда заподозренных в симпатиях к коммунистам увольняли с "волчьими билетами" либо попросту сажали), когда любые недовольные действиями Хиллари автоматически записываются в фанаты Путина.
Дело в том, что под вопрос поставлен авторитет ФБР и вообще всех спецслужб США, которые до сих пор считались самыми могущественными в мире.
Именно поэтому более серьезные люди воздерживаются от дискредитации ФБР. Они обвиняют Джеймс Коми не в работе на Кремль, а в нарушении корпоративной солидарности.
Бывшие заместители генпрокурора США Джейми Горелик (демократ, симпатизант Хиллари) и Ларри Томпсон (республиканец, призывающий к поражению Трампа) напомнили ему о традиции, действующей последние несколько десятков лет в недрах Министерства юстиции, в подчинении которого и находится ФБР. Согласно этой традиции, за 60 дней до выборов запрещено возобновлять закрытые ранее расследования против участвующих в президентских выборах лиц, а также раскрывать какие-то детали следственных мероприятий.
Нарушивший традицию Коми, по мнению двух бывших замов, нанес удар по американской демократии и оказал прямое влияние на проходящие выборы.
Честность
В течение нескольких дней рейтинговый отрыв Хиллари от него сократился с 6 до 2%. Что же касается выборщиков, то (если разбивать все штаты между кандидатами, даже если преимущество одного достигает статистической погрешности) разрыв сократился со ста с лишним до 50 голосов — то есть примерно 294 у Хиллари и 244 у Трампа.
Если рейтинг Хиллари продолжит падение, и она потеряет штаты, где имеет минимальное преимущество (Северную Каролину с 15 выборщикам, Неваду с 6, Колорадо с 9, Нью-Гемпшир с 4, а тем более Пенсильванию с 20), то у Трампа есть все шансы посрамить скептиков.
Против республиканцев, впрочем, играет два фактора. Во-первых, это время — до выборов осталось всего шесть дней. И если Хиллари Клинтон удастся заставить Джеймса Коми замолчать или — что еще лучше — дезавуировать свои слова, то бывшая первая леди вполне может остановить падение рейтинга и сохранить "свои" штаты.
Во-вторых, ряд избирателей не могут изменить свою точку зрения относительно Хиллари, поскольку они уже отдали ей свой голос. Досрочное голосование в США разрешено в 37 штатах и в округе Колумбия, и оно идет уже с 23 октября. На сегодняшний день свой голос уже отдали около 21 миллиона американцев, а в целом количество проголосовавших досрочно может достигнуть 40% от всех избирателей.
После таких несоответствий сложно будет называть нынешние выборы честными и справедливыми, однако — давайте будем честными — 9 ноября это мало кого будет волновать. Победителей не судят.