МОСКВА, 1 ноя — РИА Новости, Лариса Жукова. 1 ноября – Международный день вегана. Отказ от продуктов животного происхождения не просто диета. Для веганов-анархистов это стало идеологией, главным принципом которой является сопротивление насилию. Мы узнали, в чем их главная цель, и почему веганство они противопоставляют капиталистическому строю.
Имбирные штаны и философия ненасилия
Каждое воскресенье на протяжении последних четырех лет московские активисты группы "Имбирные штаны" собираются, чтобы провести "акцию": приготовить и раздать горячую пищу для бездомных людей. Меню из двух блюд строго веганское: только супы-пюре и рагу из овощей, каши из гречки или риса и фруктовые компоты. Это логично, отмечает один из основателей группы – тридцатилетний лингвист, музыкант, переводчик и веган с десятилетним стажем Иван (имя изменено).
"Если ты выступаешь против угнетения людей, странно поддерживать при этом угнетение животных".
Еду для бездомных развозят в армейских баках, которые передали единомышленники. За один раз удается накормить от сорока до семидесяти нуждающихся. Число самих активистов разнится: максимум девять человек. Они скидываются на воскресный поход по 200-300 рублей.
Большая часть средств уходит на одноразовую посуду. Иван говорит о деньгах неохотно: по его словам, главное – приверженность общественной деятельности. Многие не выдерживают еженедельной рутинности, признается он. Акции занимают больше семи часов.
Поиск сокровищ
Группа "Имбирные штаны" – московская ячейка международного движения "Еда вместо бомб". Оно началось в 80-х с акции против строительства Сибрукской атомной электростанции. Активисты настаивали на том, что миллиарды долларов можно потратить не на создание бомб, а, например, решить проблему голода. Постепенно движение нашло своих последователей в 60 странах мира. Иван перенимал опыт у зарубежных коллег:
Идеи ненасилия давно пропагандировали и веганы, и анархисты – это движение объединило их взгляды. Они начали собирать выброшенную магазинами пригодную для потребления растительную пищу и раздавать всем нуждающимся.
"Мы считаем, что неэтично выбрасывать еду, которую можно употребить. Но в России найти пригодные продукты на помойках – вопрос везения".
Отказ сотрудничать с российскими активистами владельцы крупных и не очень торговых сетей мотивируют штрафами: продукция магазина обязана отвечать санитарным нормам, под которые не подходит раздача еды на улице, объясняют они. Рабочим руководство направляет инструкции о том, чтобы они уничтожали просроченные продукты: бездомные не должны "осесть" на помойках. Но иногда удается найти на мусорке пригодные овощи и фрукты так, чтобы хватило на несколько акций, рассказывает Иван.
Опасная благотворительность
После кормежки бездомные убирают за собой сами: намусорив раз, второй – уже не увидят пищи. Деятельность активистов на грани законной: они часто проводят акции с транспарантами и раздачей листовок.
"Надо соблюдать правила безопасности. Нас могут арестовать и заявить, мы проводим несанкционированный митинг. Нет такого закона, который разрешал бы кормить бездомных. Полиция считает, что все, что не разрешено, по умолчанию запрещено".
Раньше активисты постоянно меняли места проведения акций. Сейчас выбрали одно место – точку рядом с площадью Трех вокзалов: так бездомным проще их найти. Тем, кто не в состоянии дойти до пункта кормежки, нуждающиеся приносят еду сами. Это Иван называет примером самоорганизации.
"Кого-то обманом выгнали дети из дома, кого-то выписали из больницы, кто-то приехал в Москву на заработки, а его обокрали. Потратить несколько часов своей жизни – это не подвиг. Я рос в многодетной семье, и с детства привык к тому, что надо помогать. Если мы разучимся это делать – мы обречены".