Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня"
В столице Ливана Бейруте завершился первый в истории фестиваль российского кино "Пять лет за пять дней". На закрытии – всё как на "больших" фестивалях: красная дорожка, дамы в обтягивающих, открытых вечерних платьях, мужчины в костюмах, фотографы на пресс-волле, журналисты в фойе, где разносят бокалы с вином и шампанским.
Место действия – мультиплекс CinemaCity. Параллельно здесь показывают голливудские новинки, те же, что идут в эти дни и в России.
Кинотеатр находится в роскошном торговом центре в фешенебельном районе бутиков и дорогих ресторанов, где ездят автомобили люксовых марок. Таким Ближний Восток не принято показывать в новостях. В ста километрах отсюда идёт война, но здесь о ней стараются не думать.
Своя война здесь закончилась не так давно, и раны еще свежи, о чем изредка напоминают встречающиеся – в основном, за пределами Бейрута – брошенные здания со следами пуль и снарядов.
Ливанцы не без гордости уверяют, что живут в самой образованной стране – если не мира, то, по крайней мере, Ближнего Востока. Свой шанс на лучшую жизнь здесь дается практически каждому, хотя воспользоваться им суждено не всем, и потому здесь можно встретить таксистов и продавщиц с дипломами о высшем образовании.
Русские девушки влюбляют в себя Ближний Восток с давних пор – можно сказать, что это местная традиция. В начале XX века, после революции 1917 года и первой волны российской эмиграции, русские балы были одним из главных светских развлечений в Бейруте: за изящными северными красавицами ухаживали арабские принцы и богатейшие женихи страны. "Свадебные" связи двух стран с тех пор не прерывались, так что сегодня русско-ливанские семьи живут по всей стране.
В 2006-м во время военного конфликта с Израилем представители посольства предлагали ей перебраться в Россию, но она отказалась. Вся её жизнь здесь. Она преподает музыку в колледже небольшого городка в горной провинции. Специально по случаю закрытия фестиваля российского кино, по собственному выражению, "спустилась с гор": жалеет, что узнала о нём лишь в самом конце.
Вместе с четырьмя подругами её привез в Бейрут муж одной из них, интеллигентного вида улыбчивый ливанец средних лет, в костюме и круглых очках, напоминающий по виду советского физика. С восточным красноречием он объявляет, что даже если бы не было машины, каждую из них принес бы сюда на руках, лишь бы доставить радость.
Когда во второй день фестиваля здесь показывали "Экипаж", зал был битком, и люди стояли в проходах. И это несмотря на то, что "Экипаж" первым из российских фильмов совсем недавно прошёл в местном прокате. Так же тепло был встречен и открывавший фестиваль "Ледокол". Дочь одного из крупных ливанских бизнесменов после просмотра рассказала мне, что ей очень понравились спецэффекты и Пётр Фёдоров: "сразу видно большого артиста".
Самая демократичная публика была на фестивале в день, когда здесь показывали документальное кино – о сирийских беженцах, палестинских трейсерах ("паркурщиках") и женщинах, воюющих против ИГИЛ (запрещена в РФ). В зале было много студентов, в том числе, из местных киношкол. После показов целый час задавали вопросы.
Один из зрителей встал и сказал, что фильм ему очень понравился, но он хотел бы понять, о чём он, так как субтитров на английском понять не смог. В зале раздался смех – ситуация для страны не самая типичная, здесь многие помимо арабского, знают английский и французский. Вообще ливанцы очень живо реагируют на происходящее.
На закрытии, когда показывали мультфильм "Мы не можем жить без космоса" Константина Бронзита, зал взрывался смехом почти каждую минуту, хотя вообще-то это скорее грустное произведение.
Эмоционально открытые люди, живущие в достаточном закрытом обществе – такими представляются при первом знакомстве зрители в Ливане. И гостям здесь всегда рады.