МОСКВА, 31 окт – РИА Новости. Выборы президента США – это больше, чем просто голосование, это важная часть американской культуры. Изолироваться от предвыборной эпопеи – задача нереальная. Да, можно не смотреть новости по телевизору, не читать газеты. Но где бы вы ни были, куда бы вы ни пришли – будь то продуктовый магазин, кинотеатр, парк или концерт любимого поп-исполнителя, — будьте уверены, что вы везде услышите фамилии Трамп и Клинтон, и не один раз.
Выбор телезрителей
О борьбе в американских верхах также снято огромное число сериалов: "Западное крыло", "Скандал", "Прослушка", "Вице-президент"… Причем некоторые из них, в частности, "Карточный домик", продолжаются сниматься до сих пор.
Герой Кевина Спейси — президент-демократ Фрэнк Андервуд – в вышедшем в марте этого года четвертом сезоне как раз пытается переизбраться на новый срок. По сериалу вполне можно изучать избирательную систему Соединенных Штатов: так, создатели киноленты довольно подробно показали процедуру праймериз – первичных выборов, по результатам которых определяется единый кандидат в президенты от определенной партии. Создатели сериала анонсировали выход новых эпизодов весной будущего года. Ожидается, что телезрители узнают, кто станет "новым президентом" — беспринципный демократ Андервуд или молодой республиканец Конуэй, претендующий на роль второго "Кеннеди".
Тему выборов с особым рвением принялись разбирать создатели популярных американских мультсериалов. Не стали исключением и "Симпсоны", которые в ироничной форме на протяжении уже почти трех десятилетий повествуют об американской действительности.
Декларируемые в Вашингтоне "попытки" России повлиять на исход голосования, неоднократно опровергаемые в Москве, стали темой их двухминутного ролика. Отец "желтого" семейства Гомер пришел на избирательный участок отдать свой голос за Хиллари Клинтон, которая, по его словам, "прощает своему супругу все его грехи". Однако помешать ему в этом пытается некий мужчина, который начинает агитировать за "хорошего бизнесмена, который сумел легально не платить налоги" Трампа. Гомер сомневается в том, что это хорошая идея, однако его собеседник не теряет надежды: "Он (Трамп) планирует вернуть России былое величие" (основной девиз кампании республиканца – "Вернем США былое величие!").
В другой серии Гомер видит будущее США после победы Трампа на президентских выборах: символ Нью-Йорка и Соединенных Штатов – Статуя свободы – разрушена, в стране нашествие обезьян.
В целом, позиция "Симпсонов" по отношению к Трампу отличается последовательностью: в мультсериале миллиардера критиковали еще в далеком 2000 году. Так, в одном из эпизодов Барт фантазирует: его сестра, Лиза, заняла пост президента, сменив на этом посту самого Трампа. "После его правления нам достался в наследство экономический кризис", — пришла к выводу новый американский "лидер".
В одной из серий нового сезона "Клинтон" и "Трамп" участвуют в президентских дебатах. Перед выступлением штаб демократов инструктирует своего кандидата: "Что бы ни говорил ваш оппонент, говорите, что он лжет и не обладает достаточной компетенцией". И вот дебаты начались. "Трамп" начинает с откровения: он просит избирателей не голосовать за него, потому что не знает, как управлять страной, и предлагает отдать свой голос за "Хиллари". На что "Клинтон" парирует, что ее соперник лжет. Затем "Трамп" начинает оскорблять различные меньшинства в расчете на то, что от него отвернуться избиратели, однако его рейтинг только растет.
"Make America cheesy"
Большую популярность получила серия рекламных роликов сервиса бронирования отелей Hotels.com. Герой мини-фильмов – Капитан Очевидность – понял выражение "to run for president" (в переводе с английского — "баллотироваться на пост президента", to run — бежать) буквально – он действительно бежит. Персонаж путешествует на своих двоих через все американские штаты – то есть совершает свое "предвыборное ралли" — и рассказывает, где искать место для ночлега.
Международная сеть ресторанов быстрого питания Taco Bell, которая специализируется на мексиканской кухне, в своем рекламном ролике подготовила свой ответ Трампу, который неоднократно обещал построить стену на границе с Мексикой. Герой клипа носит красную кепку с надписью "Make America Cheesy" ("Сделаем Америку сырной", одновременно слово "cheesy" имеет значение "дешевый", "безвкусный", "банальный") — явная аналогия с популярным среди сторонников Трампа аксессуаром – бейсболке с лозунгом кандидата от республиканцев "Make America Great Again" ("Вернем Америке былое величие").
Альтернативу нынешним претендентам на пост президента предложил и американский видеосервис Netflix. Онлайн-ресурс создал сайт для своего "кандидата" — вышеупомянутого сериала "Карточный домик" Фрэнка Андервуда, который в последнем сезоне как раз пытается переизбраться на высший государственный пост. Инициаторы рекламной кампании подошли к делу со всей серьезностью: они даже написали программу кандидата, с основными пунктами которой как раз можно ознакомиться на сайте.
Проект "Голос"
И вот уставший от темы выборов избиратель с целью развеяться решил сходить на поп-концерт. Среди заявленных исполнителей – всемирно известные Дженнифер Лопес, Кэти Пэрри и Бон Джови. Каково же будет разочарование почитателя поп-культуры, когда он поймет, что покоя от темы выборов нет и тут.
Штаб Клинтон организовал серию концертов под названием "Love Trumps Hate" в так называемых "колеблющихся" штатах (swing states – штатах, уровень поддержки в которых республиканцев и демократов практически одинаков) – Пенсильвании и Флориде. Клинтон таким образом пытается заручиться поддержкой молодежи, многие из числа которой, согласно опросу UMass-Lowell/Odyssey Millennials poll, предпочтут нынешним кандидатам в президенты даже "гигантский метеорит".
Поддержку Клинтон поп-звезды выражают не только на организованных ею концертах. Британская певица Адель, многократный лауреат престижной музыкальной премии "Грэмми", во время выступления в Майями предостерегла многотысячную публику от голосования за Трампа. "Не голосуйте за него. Я не могу голосовать, но я 100% за Хиллари. Она восхитительная", — приводит слова Адель NBC News.
Трамп же похвастаться одобрением со стороны известных музыкантов не может – разве что бесконечной критикой. Зато он заручился поддержкой российского певца Филиппа Киркорова. "Если Дональд Трамп будет президентом, отношения между нашими странами станут намного, намного лучше, ближе, и я надеюсь на это. Две больших нации, две больших страны должны быть друзьями", — сказал он в интервью телеканалу Би-би-си.
Модный приговор
Тему американских выборов не обошли и в индустрии моды. Сайт британской газеты The Guardian выбрал для своих читателей комплекты одежды для похода на избирательный участок. Так, сторонникам Клинтон предлагается футболки итальянской марки Moschino с ослом – неформальным символом Демократической партии. Желающие отдать свой голос за Трампа могут выбрать юбку Oscar de la Renta со слонами – неофициальными символами республиканцев.
Впрочем, для американских избирателей существуют и более бюджетные варианты: одежду в поддержку того или иного кандидата выпускают сами предвыборные штабы. На сайте Трампа можно заказать, в частности, кепку "Make America Great Again" (лозунг кампании Трампа — "Сделаем Америку вновь великой", 25 долларов), футболку "Woman for Trump" ("Женщины за Трампа", 20 долларов) и значки "Latinos for Trump" ("Латиноамериканцы за Трампа", пять долларов). С учетом последних заявлений республиканца о женщинах и его позиции по отношению к мигрантам из Латинской Америки последние два элемента одежды в этом ряду увидеть не ожидаешь.
Клинтон также предлагает одеть своих избирателей, правда, им это выйдет немного дороже – футболка с надписью "Love Trumps hate" (дословно – "Любовь побеждает ненависть") обойдется в 30 долларов. В качестве дизайнеров были приглашены известные модельеры Диана фон Фюрстенберг и Марк Джейкобс. Кроме того, желающие поддержать Клинтон могут приобрести, например, записную книжку "Madam President" ("Госпожа Президент", 15 долларов) и открытку "Woman`s place is in the White House" ("Место женщины — в Белом доме").
Фешн-эксперты подвергли тщательному анализу и наряды самих кандидатов. Клинтон в этом вопросе скромностью не отличается: на праймериз в Нью-Йорке она пришла в жакете от Armani стоимостью более 12 тысяч долларов. На все дебаты кандидат от демократов предпочитала костюмы американского дизайнера Ralph Lauren. Белый костюм, в котором Клинтон появилась на последних дебатах, вызвал настоящий фурор, и не только среди ее сторонников: одни сравнивали кандидата от демократов с "ангелом", другие вспомнили суфражисток (борцов за предоставление женщинам избирательных прав, белый – их цвет). Многие усмотрели, что так Клинтон намекает на, возможно, свою будущую резиденцию — Белый дом.
С костюмами Трампа все несколько сложнее. В те времена, когда миллиардер еще не претендовал на высший государственный пост, он являлся почитателем дорогого итальянского бренда Brioni. В настоящее время в штабе Трампа уверяют, что, "помимо прочих брендов", кандидат от республиканцев предпочитает Martin Greenfield Clothiers – фирму, которая, в частности, шьет одежду для Барака Обамы. Типичная "униформа" Трампа – черный костюм и красный или синий галстук.
Что точно не в почете у эксцентричного республиканца – так это джинсы. Кандидаты в президенты, да и сами президенты, никогда не пренебрегают этим элементом одежды, который как бы говорит избирателю – "я такой же, как ты". Найти же фотографию Трампа в джинсах – задача не из легких. Тем не менее, отвечая на вопрос журналистов, носит ли он джинсы, республиканец ответил утвердительно.
Pumpkin-Trumpkin
С одной из таких компаний — Howie Beige of Rubie's Costume Co. – связана многолетняя примета: тот, чьи маски лучше продаются, как правило, побеждает на выборах. Как сообщает агентство Блумберг, в этом году продажи масок Трампа превышают продажи аналогичных изделий Клинтон примерно на 30%. Будет ли эта формула работать на этот раз, станет известно уже совсем скоро.
То, что Трамп харизматичнее Клинтон и им интереснее "пугать" окружающих, доказывает и флэшмоб, устроенный в рамках сервиса микроблогов Twitter. Маркируя свои сообщения хэштэгом #trumpkin (искусственно придуманное слово, образованное от фамилии Trump и английского слова pumpkin — тыква), пользователи активно выставляют фотографии вырезанных из тыквы "лица" кандидата от республиканцев.
Настоящий "хоррор" на собственном участке устроил американец Мэтт Ворхауер. Как пишет издание Daily Mail, житель штата Коннектикут пофантазировал, как будет выглядеть мир после победы на выборах Трампа. Ворхауер построил "стену" по аналогии с той, которую миллиардер обещает построить на границе с Мексикой. На этом фоне Клинтон скачет на осле (осел – неофициальный символ демократов), а проигравший в ходе демократических праймериз Берни Сандерс находится за решеткой. Надпись на клетке гласит – "заключенный в тюрьму комитетом Демократической партии".
Две стороны одной монеты: отличи Трампа от Клинтон по цитатам о России >>