СИАНЬ (Китай), 24 окт — РИА Новости/Прайм. Вероника Буклей. Много веков назад связующим звеном между Восточной Азией и Средиземноморьем был Великий Шелковый путь, который брал свое начало в городе Сиань в провинции Шэньси. Сегодня Сиань – динамично развивающийся город, претендующий на звание одного из ключевых экономических и культурных центров страны.
Развитие Сианя осуществляется в рамках масштабной стратегии "Один пояс, один путь", о которой Китай объявил в 2013 году. Она направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии. Стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь.
Порт без моря?
В программе тура для журналистов одним из пунктов стояло посещение порта в Сиане. "Но здесь же нет моря?", – удивились участники группы. Оказалось, что одним из центральных объектов Нового шелкового пути является так называемый "сухой порт", расположенный на территории Международного торгово-логистического парка Сианя, который и решили показать журналистам.
Сейчас он является связующим звеном между восточными береговыми районами Китая, где располагаются крупнейшие порты страны, и западными областями. Это и центр международной логистики: китайские контейнеры из порта отправляются в Европу – в Германию и Польшу.
Вокруг порта
В порту также располагается бондовая зона площадью 6 квадратных километров, интересная гибкостью местного правительства в привлечении иностранных инвестиций, объем которых, по словам представителей комплекса, уже составил 16 миллиардов юаней (2,3 миллиарда долларов).
Иностранные и местные предприятия, расположенные в таких зонах, получают право вести торговлю в условиях льготного налогообложения. Власти предоставляют им выгодные условия для развития технологий и переработки сырья. Так, например, товар может быть ввезен в бондовую зону, переработан и вновь экспортирован из Китая беспошлинно.
Одним из ключевых звеньев портовой инфраструктуры также является сианьская центральная контейнерная железнодорожная станция – одна из 18 в Китае. Общая сумма инвестиций в нее составила 680 миллионов юаней (100 миллионов долларов). "После открытия первой очереди сообщения 1 июля 2010 года объем контейнерных грузоперевозок растет каждый год", – заверили журналистов представители комплекса.
После основания парк привлек инвестиции более чем к 60 проектам, их общий объем составил 90 миллиардов юаней (13 миллиардов долларов), в комплексе было зарегистрировано около 200 новых компаний. Представители парка также отметили, что переговоры об инвестировании сейчас ведутся с американской FedEx, датской Maersk, индийской Tata Group, китайской Lenovo.
На первом этапе общая площадь международной портовой зоны составляет 44,6 квадратного километра. В жилую зону уже переехали жить 75 тысяч человек, говорилось во время презентации комплекса.
Город-призрак?
Масштабы строительства действительно впечатляют, особенно, если учесть, что это далеко не единственный новый район в Китае. Пройтись пешком по жилому кварталу группе журналистов не разрешили, но из окна автобуса можно было увидеть пустынные проспекты, череду нежилых домов, огромное пустое здание университета.
В торговом центре, куда привели группу, половина этажей также оказалась пустынной. Объяснили это тем, что комплекс находится на этапе строительства, переговоры с возможными компаниями-резидентами пока еще находятся на предварительных этапах.
Во время беседы с журналистами один из сотрудников порта посетовал, что сотрудничество с Россией пока развито слабо, в частности он сослался на некие ограничения в сфере таможни. При этом он выразил надежду, что ситуация в будущем изменится, поскольку товары двух стран интересны друг другу.
Перед отъездом группы журналистов из сухого порта смог над новым районом начал рассеиваться.