Меньше чем через месяц в московском клубе Yotaspace выступит группа Garbage. Группа существует больше 20 лет, выпустила шесть альбомов, разошедшихся по всему миру тиражом более 17 миллионов копий. Перед приездом в Москву бессменная солистка группы Ширли Мэнсон поговорила с корреспондентом РИА Новости Тамарой Ходовой о лирике в новом альбоме, своих шотландских корнях, природе славы и правах женщин.
— Лирика в вашем последнем альбоме да и в целом зачастую депрессивная и очень личная. Как у вас получается быть такой откровенной перед таким большим числом людей?
— Мне кажется, что жизнь очень коротка и мы — ее единственные свидетели. То, как я чувствую, как я реагирую на вещи, формирует мою индивидуальность, и я считаю, что если я, как артистка, расскажу правду о самой себе, это создаст своеобразную уникальную копию меня. Правда побуждает меня, как музыканта, быть настолько открытой и честной, насколько это возможно. Это позволяет мне быть уникальной в этом мире и оставить свидетельство этому.
— То есть получается, ваши песни это своеобразная автобиография?
— Да, можно и так сказать. Конечно, песня не всегда выходит такой, как ты ожидал, она начинает жить своей жизнью. Да и когда пишешь песню, ты ограничен во времени и в количестве слов, поэтому не всегда просто делать какие-либо признания.
— Может, в таком несколько мрачном характере ваших песен виноваты ваши шотландские корни?
— Ну да (смеется). В культурном смысле Шотландия всегда более охотно исследовала мрачные темы, чем, например, американцы. Я живу сейчас в США, и здесь диалог между людьми о вещах, которые не самые оптимистичные и легкие, не всегда складывается. Определенно Шотландия больше говорит на такого рода темы.
— Да, я прекрасно понимаю, о чем вы. В России тоже есть такая тенденция, более того, нас постоянно обвиняют в том, что мы неулыбчивы. Иногда сложно объяснить, например, жизнерадостным испанцам, почему тебя не тянет постоянно улыбаться. А в США есть особая культура "услужливой улыбки", то есть они привыкли улыбаться даже просто из вежливости, а у нас этого нет.
— Конечно, это все очень сильное обобщение. У меня есть друзья американцы, которых совсем не тянет улыбаться весь день, но я знаю, что русская культура, так же как и шотландская, любит сосредотачиваться на глубоких и зачастую мрачных вопросах, использовать это в искусстве. Это часть нашего культурного кода. А в Америке несколько другая предпосылка, здесь культура имеет большую тенденцию быть светлой, и мне это нравится. Мне импонирует, что они делают попытку улыбнуться, я восхищаюсь этой борьбой, но это не обязательно то, что я смогу сделать сама.
— Вы уже довольно долгое время в музыкальной индустрии, более 20 лет. Как вам удается сохранить свой бунтарский дух и столько энергии и эмоций для туров?
— Это отличный вопрос (смеется). Я думаю, я по природе своей очень одухотворенный человек, вся моя семья очень верующие люди — мои мама, папа, бабушка, но, с другой стороны, мы еще и бунтари в какой-то степени. Моя бабушка очень необычная женщина. Во времена, когда считалось, что женщины должны сидеть дома, заниматься домашним хозяйством и детьми, она поступила в университет, это было в 20-е годы прошлого века. Это очень редкий случай, когда женщине удавалось поступить в высшее учебное заведение. Она получила два диплома — по астрологии и математике, и она сама вырастила своих детей, потому что потеряла мужа, и работала при этом. Так что ее пример дает мне вдохновение. У моего папы тоже достаточно бунтарский дух, он никогда не пытался жить по правилам, так что я думаю, этот бунтарский дух в моей крови. Папа всегда учил меня исследовать мир, и я стараюсь сохранить это отношение к жизни и сейчас. Мне грустно, что в наше время многие молодые люди очень консервативны и пугливы и не хотят познавать жизнь. Нам очень мало времени выделено в этом мире, поэтому его нужно постоянно подвергать сомнению и исследовать, бросать ему вызов, пока есть такая возможность.
— Это точно! Хотя мир кажется очень пугающим, особенно когда ты молод…
— О, да, он действительно страшный, но и прекрасный одновременно (смеется). Так что ты можешь спрятаться в коробке или выйти навстречу своим страхам и понять, что все эти монстры не так страшны, как ты представлял. Конечно, нужно быть осторожным и умным, но, может, удача будет на твоей стороне и тебе удастся выжить.
— Вы рассказали о вдохновляющем примере вашей бабушки, которая еще в начале XX века смогла сломать систему и отстоять свои права. Но проблема прав женщин стоит и сейчас. Недавно в Польше и Ирландии прошли массовые митинги против запрета абортов, этот же вопрос поднимается и в России. Как вы относитесь к этой тенденции и что, по-вашему, могут сделать женщины в этой ситуации?
— Меня очень сильно расстраивает эта тенденция по всему миру — ущемление прав женщин. Женщины выходят на улицы и борются против решения своих правительств, это впечатляет. Я считаю, что женщинам стоит проявлять активную позицию и не сидеть сложа руки, когда их права ущемляют. У женщин есть сила, но они не очень часто ее используют. Я думаю, что, к сожалению, женщинам стоит осознать, что в этой битве могут участвовать только они сами. Никто не будет бороться за женщин так, как они будут бороться сами за себя. Женщины — это значительная часть экономически активного населения страны, и если они начнут проявлять недовольство, это может сказаться и на культуре, и на экономике. И тогда государству придется обратить на них внимание.
— Но еще одна проблема состоит в том, что многие женщины очень консервативны и пассивны, они даже не замечают, что их права ущемляют.
— Да, безусловно, пассивных женщин необходимо обучать и поощрять, не у каждой есть огонь в груди, многие действительно пассивны, это очень тревожно.
— Ок, перейдем к более жизнерадостным темам. Вы снимались в сериале "Терминатор: битва за будущее". Вам понравился этот опыт? Хотели бы как-то развить актерскую карьеру, сняться в фильме например?
— Мне, конечно, очень понравилось сниматься в этом сериале, и я совсем не против повторить этот опыт. Конечно, моим приоритетом всегда будет музыка, но я всегда в поиске новых возможностей и никогда не упущу их, если представится такой шанс. Никогда не говори никогда.
— А что насчет сольного альбома? Вы хотели выпустить его еще давно, но не вышло. Есть мысли вернуться к этой теме?
— Если честно, я даже не думала об этом. Он родился из неудовлетворенности и разочарования, у меня были проблемы с звукозаписывающей компанией в то время, я очень далека от этого сейчас, и работа в группе для меня сейчас приоритет. Мы очень переживаем друг за друга, конечно и спорим тоже, но у нас сейчас сложилась очень хорошая атмосфера в группе. Конечно, если когда-нибудь все пойдет не так, как надо, или отношения начнут ухудшаться, я задумаюсь о своем будущем, но пока я рада быть участником нашей группы и горжусь тем, что нам удалось достичь. Garbage можно назвать любовью всей моей жизни.
— Несмотря на то что вы живете в США сейчас, следите ли вы за событиями в родной Шотландии и Великобритании? Как вы относитесь к Brexit?
— Конечно, я слежу за всем, что происходит в Великобритании и в Шотландии в частности, я очень вовлечена в этот процесс. Для меня Brexit — это очень запутанная штука по многим причинам. Я вижу положительные моменты с обеих сторон. Мои инстинкты мне подсказывают, что людям нужно держаться вместе и не сосредотачиваться на национализме. С тех пор как появился интернет, мы все связаны и у нас есть возможности для коммуникации, которых не было раньше. Национализм превращается во все более и более рудиментарный тип мышления. Я считаю, что на национализм надо посмотреть с другой точки зрения. Конечно, это прекрасно, когда ты гордишься своей страной, любишь ее, предан ей, но Земля не принадлежит никому, она принадлежит нам всем, так я это вижу. Это очень сложный вопрос, он включает в себя много неприятия и страха, конфликтов между людьми, но мы, чтобы выжить, должны держаться вместе, иначе мы уничтожим себя.
— Мне всегда было интересно узнать, влияет ли успех, слава на восприятие себя, улучшает ли он самооценку, вселяет ли веру в свои возможности?
— Я думаю, мне придется сказать, что слава не особо укрепляет веру в себя. Борьба человека заключается в том, чтобы найти смысл в жизни, это то, о чем мы постоянно себя спрашиваем, — зачем мы здесь. К сожалению, внешние обстоятельства никак не отменяют этот постоянный поиск. Когда у тебя выходит успешный альбом, это магический неповторимый момент, это весело и очень отвлекает. Но в конечном счете ты приходишь домой и остаешься один в своей комнате, и ты сталкиваешься все с теми же вопросами, они никуда не уходят. На самом деле несчастнее всего в своей жизни я чувствовала себя именно на пике успеха. Это правда, я была несчастна и мне пришлось очень постараться, чтобы научиться наслаждаться жизнью. Я стараюсь делать вещи, которые приносят мне удовлетворение, и держаться подальше от людей, которые делают меня несчастной. Надо всегда помнить, что даже если у тебя проблемы с деньгами, даже если что-то идет не так, до тех пор пока у тебя есть крыша над головой, друзья рядом с тобой, собака у твоих ног, ты сможешь со всем справиться, потому что какие-то внешние факторы играют очень малую роль, пока ты сам не станешь цельным.