МОСКВА, 20 окт — РИА Новости. 20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Это профессия считается одной из самых стрессовых: от специалистов зависят жизни нескольких сотен людей. О тонкостях работы авиадиспетчеров РИА Новости на условиях анонимности рассказал бывший сотрудник одного из российских аэродромов.
![Самолет Ту-154М Самолет Ту-154М](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147616/65/1476166524_0:0:1200:810_768x0_80_0_0_85bbd583feee65f5c29153eabb2ed1b6.jpg)
"Когда я только начинал работать, в диспетчеры шли либо после училища, либо после курсов. У нас в смене было шесть человек в районе аэродрома, шесть – в районном центре. Но в каждом аэропорту количество диспетчерского состава разное.
Люди, которые приходят после обучения, некоторое время стажируются. Никто не посадит за управление человека, который плохо справляется с обязанностями. Стажировку могут продлить, все зависит от специалиста и его способностей. Новичкам выделяют инструкторов, которые ни на шаг от них не отходят. Когда они принимают решение, что ученики готовы, тех отправляют на проверки. Это занимает много времени.
![Диспетчер в аэропорту Софии Диспетчер в аэропорту Софии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/133373/33/1333733345_0:0:2000:1311_768x0_80_0_0_b8516ae07509e8117ceea5de7e5ccb44.jpg)
Для диспетчеров существует книга с наставлениями по производству полетов, на каждом аэродроме есть также своя инструкция, где четко прописано, что может делать диспетчер, а что нет. Допустим, заходит воздушное судно, у него минимум для посадки: 60 метров – верхняя граница облачности, 800 метров – горизонтальная видимость. Я имею право его сажать. Но если видимость, например, 700 метров, то мне придется отказать ему в посадке. Таких тонкостей много.
Есть также брошюры по фразеологии, в которых приводятся правила общения по радиосвязи. Такие же книжки есть у пилотов. Раньше еще можно было пошутить с капитаном воздушного судна, но сейчас все записывается и, соответственно, контролируется. Говорить можно только о том, что касается полета.
![Работа авиадиспетчеров аэропорта Домодедово Работа авиадиспетчеров аэропорта Домодедово](https://cdnn21.img.ria.ru/images/101650/94/1016509432_0:0:3077:2048_768x0_80_0_0_a64f63d080f826870bb32e53bf5a87bd.jpg)
Сейчас работать стало сложнее: от нас, например, начали требовать знание английского языка. В то время, когда я учился, нам языки не преподавали. Сейчас молодежь, конечно, учат. Но самая нервотрепка все-таки с английским. В остальном работа не такая нервная. Раз в два года диспетчеры проходят медкомиссию. Чем старше человек, тем сложнее. Лет до 50 обычно все в порядке, но дальше начинаются возрастные проблемы.
Хороший диспетчер должен быстро соображать, знать свою работу, не волноваться. Каждому специалисту положены бесплатные билеты в любую точку мира. Но это отпуск. Если диспетчеру стало нехорошо во время работы, то он может попросить старшего заменить его, а сам пойти в комнату отдыха посмотреть телевизор или выпить чая. Есть также отдельная комната для сна: ночью можно вздремнуть часок. Но в каждом аэропорту свои правила"