Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
С 19 октября по 2 ноября в Эстонии проходит активная фаза маневров Trident Juncture 2016. Отрабатываются планирование и проведение операций по доставке сил быстрого реагирования НАТО.
Trident Juncture 2016 — учения стратегического уровня, которыми руководит командование альянса. Согласно сценарию, Эстония подверглась нападению крупного враждебного государства и объявила военное положение. Следуя пятой статье своего устава, НАТО направляет в зону конфликта силы быстрого реагирования.
18 октября президент Литвы Даля Грибаускайте назвала размещение комплексов "Искандер" в Калининградской области Российской Федерации "демонстрацией агрессии". Цель демонстрации не раскрывается, однако по умолчанию на Западе многие считают, что агрессия — естественное состояние России.
В трех маленьких странах на окраине ЕС — Эстонии, Латвии и Литве — проживают в общей сложности 6 млн. человек. Кто им угрожает, и что предлагает НАТО?
Мышиная возня
В 2004 году Эстония, Латвия и Литва вошли в НАТО. Тогда Россия заявляла, что принятие соседних государств в военный блок под руководством США рассматривает как недружественный шаг. Мнение России проигнорировали.
В чем проблема? Россия по-доброму отпустила Балтию в конце XX века, и не имеет к этому географическому триптиху ни территориальных, ни каких то иных претензий. При этом Россия не может отказаться от суверенитета и системных мер безопасности. В подобной ситуации демилитаризация стран Балтии — лучшая гарантия мира в регионе. В случае вооруженного конфликта прибалтийские государства потеряют больше всех.
Маниакальное стремление отдельных лидеров пустеющей Прибалтики поссориться с Россией объективно омрачает будущее региона.
Тенденции и особенности
Учения НАТО Trident Juncture-2016 объединяют сухопутные войска, ВМС, ВВС и подразделения специального назначения государств альянса, союзников и стран-партнеров. Сценарий предусматривает отработку всех составляющих современных боевых действий, включая противоракетную оборону, действия в условиях гибридных угроз, противодействие кибератакам, проведение пропагандистских операций, демонстрацию готовности НАТО "разруливать" всевозможные кризисные ситуации.
Учения должны подтвердить действенность военной доктрины и процедур альянса. Впрочем, готовность к реагированию традиционно проверяется не столько на полигонах, сколько в виртуальной реальности — основные битвы разворачиваются в сфере компьютерного моделирования.
Нескончаемая череда учений НАТО лихорадит страны Балтии, инициирует истеричные заявления прибалтийских младоевропейцев о возросшей активности российских ВМФ и ВКС. И все же плановые походы кораблей и полеты морской авиации Балтийского флота не нарушают международных правил и границ соседних государств, это факт.
Не стоит так старательно размахивать "трезубцем".
Собственно, к чему готовятся соседи? В основу учений НАТО Trident Juncture закладывается типовой сценарий развития военно-политической обстановки на севере Европы — обострение межгосударственных противоречий в Прибалтике.
Региональный гегемон — условное государство Ботния (возможно, Россия) — всячески поддерживает этнически близкое население соседней Кальмарии (вероятно, Эстонии). Однажды на помощь кальмарским коллаборационистам приходят отряды ботнийских добровольцев. Важные государственные объекты Кальмарии захватывают специальные подразделения Ботнии. При этом коварные ботнийцы обвиняют местное руководство в геноциде национальных меньшинств, устраивают серию кибернетических атак на инфраструктуру государственного и военного управления. Кальмарское правительство обращается к НАТО с просьбой оказать военную помощь, и получает её (happy end).
В ходе маневров Trident Juncture 2014 командования и штабы решали типовые задачи — разворачивали группировки войск и сил, отражали кибератаки противника. Основную часть учебных вопросов отрабатывали командно-штабным методом компьютерного моделирования. То есть, почти 40 тысяч военнослужащих альянса "воевали" на стульях, в расположении части.
Беспилотник снял малолюдные военные учения НАТО в Эстонии вблизи российской границы в мае 2016 года. Пасторальная картинка не должна отвлекать от сути происходящего — оружие направлено против России.
Решение о том, что около 150 итальянских солдат и офицеров будут направлены к западным границам России в составе четырех батальонов НАТО, было принято на июльском саммите НАТО в Варшаве. Чем дальше, тем очевиднее: не все в Европе согласны с "изоляцией Ботнии", не все готовы оставаться заложниками безответственной американской политики.