Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ритуальная встреча президента Филиппин Родриго Дутерте с лидером Китая Си Цзиньпином состоится в четверг, но Дутерте со вторника уже в Пекине, и общая схема визита, включая документы, которые будут подписаны, вполне ясна, прежде всего благодаря множеству данных им интервью.
Получается так: Филиппины, конечно, не станут рвать с Америкой, но они существенно выровняют баланс, будут стараться одновременно дружить с США и Китаем. Кстати, это означает еще один провал внешней политики Хиллари Клинтон на посту госсекретаря. Хотя это ей никто не припомнит, Америке сейчас точно не до Филиппин.
Играть со смертью не хочется
И тут на Филиппинах, громадным большинством, избрали в этом году Родриго Дутерте, и шедшая полным ходом саакашвилизация страны сорвалась. Новый президент заявил, что прекращает военные учения с американцами на своей территории, зато хотел бы подружиться с Китаем и Россией, включая закупки там вооружений и развитие торговых отношений. И вот он уже в Китае, планы в ближайшее время пообщаться с Москвой тоже есть. Остается вопрос: что бы это значило и насколько оно всерьез?
Генерал Рамос — человек военный, поэтому он четко описал ситуацию, в которую загнала страну американская политика, и из которой надо было выбираться: разговор идет "не о скалах и атоллах, а о войне и мире". А "с учетом центральной роли США в азиатской безопасности любой спор мог бы быстро вызвать эскалацию. Эта суровая реальность должна стоять за каждой дискуссией о Южно-Китайском море в предстоящие недели, месяцы и годы".
Сам Дутерте, с его способностью ярко выражаться, назвал если не все в целом отношения с США, то конкретно военные маневры с американцами "идеальной возможностью для игры со смертью". Нам американцы дали два старых самолета без вооружений, сказал он, а у Китая — 3 тысячи современных истребителей. Дутерте подтвердил в интервью агентству "Синьхуа" накануне поездки, что предпочел бы военные учения с Китаем и Россией.
Но когда дело доходит до конкретики отношений с китайцами, особенно до вопроса "сколько денег", то здесь возникают сложности. Потому что денег филиппинцам нужно много.
Выправить крен
Слова о подарках (грантах) в Пекине уже прозвучали, в том же интервью "Синьхуа": "если бы мы могли бы получить то, что вы давали другим странам в виде помощи, то мы тоже хотели бы быть частью этого, частью больших планов Китая в отношении всей Азии". Упомянул Дутерте и бесплатное предоставление вооружений. Впрочем, кроме того, речь идет о китайских инвестициях в новую железную дорогу от столицы, Манилы, на юг, линиях электропередачи и многом другом — по словам министра финансов Карлоса Домингеса, обсуждаются сделки на десятки миллиардов долларов.
Значит ли это, что Китай попросту заменит Америку как партнер? Многие филиппинцы бы не возражали. Посмотрим, например, на делегацию из 200 филиппинских предпринимателей, отправившихся в поездку с Дутерте (их ждет деловой форум с китайскими коллегами в четверг). Во-первых, это действительно вся верхушка бизнеса. Во-вторых, фамилии ровно половины из них звучат так: Ханс Сай, Лэнс Гоконвэй, Лусио Тан, Карлос Чан и т.д. Деловая элита страны, как и прочих государств Юго-Восточной Азии, более чем наполовину состоит из местных китайцев. Всего китайские корни — у 2 миллионов филиппинцев из 101 миллиона. Да и сам Дутерте в дни визита очень кстати вспомнил про своего китайского дедушку.
Опасный крен в сторону США при прежнем режиме, конечно, не очень радовал тех, кто раньше все активнее торговал с Китаем, и вдруг оказался не в тренде. Ситуация была не только саакашвилиобразная, а попросту украинская — приходилось ссориться с ближайшим соседом и жизненно важным партнером, задирая его на большую войну. Теперь эти люди (видимо, приложившие руку к приходу Дутерте к власти) снова полны оптимизма.
Значит, Дутерте просто постарается выправить "клинтоновский" крен, общаясь с китайцами и американцами одновременно. Это то, чем занимаются сейчас все умные страны в мире, десятки их, начиная с Индии, продолжая Казахстаном и т.д. — они балансируют.
Реальный объем договоренностей по линии Пекин-Манила прояснится в ближайшие месяцы. Дальше — Россия. Чего мы можем достичь с новым президентом страны: не очень многого, просто потому, что Китай — традиционный партнер ее, с давними связями, а Россия нет. Хотя если возникнут хорошие деловые возможности, то кто бы возражал.
Самое же — пока что — интересное во всей этой истории то, что в мире начали оказываться у реальной власти персонажи, немыслимые еще пару лет назад, и они уже делают невероятные вещи. Дутерте называли "филиппинским Трампом". Трампа еще неизвестно, изберут ли, а Дутерте уже есть. И еще множество таких же "немыслимых" активизируется в Европе, и не только там. Это очень странные личности, говорят и делают иногда что-то непонятное, но в целом, как видим, иногда действуют разумно.