Рейтинг@Mail.ru
Айдар Гайнуллин: музыка сближает и объединяет народы - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Айдар Гайнуллин: музыка сближает и объединяет народы

Читать ria.ru в
Дзен
Баянист Айдар Гайнуллин рассказал в интервью РИА Новости о своей работе с Анной Нетребко, Денисом Мацуевым и Мстиславом Ростроповичем.

Юбилейный концерт баяниста-виртуоза Айдара Гайнуллина пройдет в Московском международном Доме музыки в четверг. Перед концертом музыкант рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Радику Амирову о своей работе с Анной Нетребко, Денисом Мацуевым, Мстиславом Ростроповичем и режиссерами Иваном Вырыпаевым, Вячеславом Россом.

— На этой неделе в Москве состоится ваш концерт. Он посвящен юбилею вашей концертной деятельности?

— Концерт посвящен моему 35-летию. День рождения, правда, был в январе, заключительным аккордом этого года я решил обязательно организовать выступление в Москве. Сейчас живу на две страны — Россию и Германию. Первый большой концерт провел в Берлинской филармонии в рамках фестиваля "Айдар Гайнуллин и друзья". А год планирую закончить на родине.

В этом году я стал солистом Московской областной филармонии и благодарен ей за организацию праздничного концерта, в котором примут участие мои друзья.

Но, к сожалению, не все они смогли принять мое предложение. Например, не будет Дениса Мацуева: у него 250 концертов в год, его график расписан на пять лет вперед и его практически не поймать.

—  А кого удалось поймать?

— Борислав Струлев специально прилетит к нам из Нью-Йорка. С Сергеем Мазаевым из "Морального кодекса" мы договорились забабахать зажигательный еврейский танец. Артем Дервоед, ансамбль "Эйфория", Малика, Роза Хабибуллина, Владислав Лаврик, Гайк Казазян, братья Ивановы, а также коллективы самой филармонии. Ведущей концерта будет очаровательная Яна Чурикова.

— Особую роль в вашем творчестве сыграл Мстислав Ростропович…

— Это действительно человек-легенда, с которого я всегда стараюсь брать пример, и, помимо его гениальности, мне особенно импонировали его чисто человеческие качества. Он умел абсолютно спокойно и на равных общаться с трактористом, со студентами, европейскими монархами, президентами.

Его сила, помимо музыкального мастерства, была в личном обаянии, непосредственности и искренности. Мстислав Леопольдович помогал нуждающимся людям, среди которых были и юные музыканты.

Когда я на самом первом прослушивании отыграл произведение Шнитке, он подошел ко мне, обнял и удивленно спросил: "Расскажи, как это возможно — сыграть на одном баяне за весь симфонический оркестр?" Стал расспрашивать, как я живу, где играю. Я ответил, что непросто быть классическим музыкантом и особенно, если еще ты играешь на баяне. Добавил, что вот приходится играть на свадьбах, ночных клубах.

— Что сказал на это маэстро?

— Сказал: "Я тебе помогу". Сразу пригласил с концертом на свою золотую свадьбу, потом последовали выступления в Лондоне и Париже. На свадебном юбилее были многие президенты и короли. Мы с моими друзьями из фонда Ростроповича сделали музыкальный сюрприз — исполнили либертанго Пьяццоллы, а в середину вставили свадебный марш Мендельсона. И как только мы заиграли, весь зал встал и начал аплодировать Вишневской и Ростроповичу. Потом мы снова перешли на ритм танго, где уже свадебная пара начала танцевать. Кстати, этот момент зафиксирован в фильме Сокурова "Элегия жизни".

Помню, после выступления на этой золотой свадьбе ко мне подошла женщина и долго меня поздравляла. Лишь потом мне сказали, что я только что разговаривал с ее величеством королевой Испании Софией, и мне было очень стыдно, что я ее не узнал.

— А после выступления на золотой свадьбе ваше знакомство продолжилось?

— Да. Я приехал на учебу в Германию, подал документы на международную стипендию для иностранцев, все как положено. Но почему-то меня не взяли, хотя за мной числились победы на самых престижных конкурсах. Я очень огорчился. Решил обратиться к Ростроповичу, он любезно написал мне рекомендацию. Через некоторое время звонок и вопрос: а это действительно рекомендация Ростроповича? Получив "да", мне тут же прислали все документы на стипендию, она очень на тот момент помогла.

Ростропович меня всегда приглашал и объявлял на концертах вот так: Айдар Гайнуллин, король баяна. Мне было всегда как-то неловко выходить на сцену после такого представления от такого человека. Также маэстро предложил мне вместе с ним сыграть композицию Пьяццоллы "Большое танго", которое сам автор посвятил Ростроповичу. Но, к сожалению, по болезни маэстро мы так и не смогли этого сделать.

—  У музыканта и музыки может быть национальность или какие-то там границы?

— Не бывает никаких границ, даже если он исполняет ярко выраженную национальную музыку, поскольку музыка — это международный язык, там нет слов, но понимают все люди. Музыка сближает, объединяет народы и имеет колоссальную силу.

Конечно, я вырос в России и впитал российскую культуру, а сейчас выступаю по всему миру, но для меня выступления на родине это всегда особо трепетное, теплое и родное чувство. Поэтому я всегда стараюсь находить время для концертов в России. В Европе же я пропагандирую российское искусство, к тому же меня всегда объявляют на концертах российским музыкантом и я с гордостью представляю свою родину.

— Помимо концертов, вы еще работаете в кино. Началось все с Вырыпаева?

— Я очень благодарен Ивану. Он поверил в меня как в композитора, а ведь у меня нет профессионального композиторского образования. Моим первым опытом стала музыка к фильму "Эйфория", где сначала появилась музыка, а потом уже сам фильм.

Помню, как Иван рассказывал, что нужно подчеркнуть музыкой, какую линию выделить или усилить определенную эмоцию. Эта была очень интересная работа.

Потом вся съемочная команда слушала мою музыку и уже под ее воздействием появлялась сама картина из видеоряда.

После фильма "Эйфория" и всех наших совместных побед на кинофестивалях ко мне начали обращаться другие режиссеры с предложениями. И я понял, что мне уже одной музыкой к "Эйфории" не отвертеться.

Был интересным опыт в фильме Вячеслава Росса "Сибирь. Монамур", удостоенном 96 международной кинопремией. Кстати, сам Люк Бессон смонтировал финал.

Он еще говорил, что не видел такого хорошего уровня российского кинематографа.

— Обратили вы свое внимание и на татарскую тему.

— Да, детский проект "Татарские сказки" на русском языке с участием Чулпан Хаматовой, Ренаты Литвиновой, Сергея Шакурова, Алсу, Тимати, Марата Башарова.

— Немало разговоров ходит про баян, на котором вы играете. Он называется ВВ — это в честь президента России?

— Это в России я в шутку говорю, что в честь нашего президента, потому что Владимир Владимирович в детстве тоже занимался на баяне.

На самом деле у меня итальянский инструмент, сделанный специально для меня, он называется Ballone Burini или сокращенно BB. Просто сошлись две заглавные буквы — имя и отчество Путина и название баяна.

Кстати, племянница нашего президента Вера Путина сказала мне во время выступления в Берлине, что ее дядя учился этому, помнит, поэтому время от времени играет на этом инструменте.

— Своей игрой соседям не докучали?

— Жили мы в небольшой панельной квартире на севере Москвы, я каждый день после учебы занимался музыкой. Я не помню, чтобы они как-то протестовали или выражали недовольство.

Иногда в лифте соседи хвалили и говорили: "Как виртуозно ты играешь!". Наверное, потому, что я играл не просто "Калинку-малинку", а очень серьезные произведения.

—  Очевидно, особую роль в вашем становлении сыграли родители?

— Я очень благодарен маме и папе за внимание и заботу. За покупку дорогостоящего инструмента, за многое другое. Многие говорили: "Зачем вам нужен такой дорогой баян?" Его стоимость превышала стоимость новой "Волги". Но купили баян. Для его приобретения родители трудились на нескольких работах. И у нас не было собственной машины. Мой баян весит ровно пуд — 16 килограммов. Помню, папа постоянно таскал этот тяжелый инструмент. А мама готовила разные татарские вкусности, особенно после победы на конкурсах.

Когда мы с братом выросли и обзавелись своими семьями, родители переехали в родную деревню Кызыл Чишма в Чувашию, вышли на пенсию.

Я стараюсь ездить к ним, там прошло счастливое и замечательное детство. После сумбурной Москвы, оказавшись практически в райском уголке, где есть речка, лес и баня, ты набираешься сил, чтобы дальше созерцать и творить. Это простая деревня, там по вечерам мы часто сидим, играем, танцуем, поем песни на родном татарском.

—  В деревнях парень с гармошкой, а тем более с баяном, всегда объект пристального внимания, не правда ли?

— Правда! Как-то раз подошли деревенские парни. Мол, все девчонки почему-то собираются во дворе моего дома. Дошло до драки, мне немного попало, повредили руку. Мы подали заявление, что хулиганы должны возместить за физический ущерб крупную сумму и компенсировать все расходы, связанные с конкурсами в Италии, Испании и на "Кубке мира" в Лондоне с моим участием. И что вы думаете? На следующий день главный деревенский хулиган с понурой головой пришел вместе с мамой и братом. Начал жалобно просить забрать заявление: они могут лишиться машины, дома, коровы.

— Вы простили их?

— Моя травма была не очень сильной. И я простил их, да. И через три недели победил на всех конкурсах — в Италии, Испании и на "Кубке мира" в Лондоне.

— Каковы ваши планы?

— Для меня важно продвигать российскую культуру во всем мире. Поэтому в апреле планирую организовать фестиваль "Музыкальный Fresh" в Московском Доме музыки, где будем выступать с моей группой "Эйфория" с новой программой из мировых хитов. В концертную программу включены композиции Майкла Джексона, Стинга, культовых групп "Нирваны", "Металлики".

А второй организуемый нами концерт — камерный оркестр и хор Московского государственного института музыки имени Шнитке.

Моя цель — популяризировать баян, чтобы молодежь и дети шли охотно слушать баян, умели играть на этом сложном инструменте. Поэтому стараюсь придумывать такие программы, чтобы они были интересны не только ценителям высокого искусства, но и широкому кругу зрителей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала