МОСКВА, 17 окт — РИА Новости/Прайм. Доступ к банковским кредитам под плавающие процентные ставки должен сократить стоимость заимствований для российских местных и региональных органов власти в краткосрочной перспективе, но усиливает их подверженность процентному риску с учетом ограниченных возможностей по хеджированию, говорится в исследовании международного рейтингового агентства Fitch Ratings.
Российское правительство 6 октября внесло поправки в федеральное законодательство о государственных закупках, что позволило российским городам и регионам привлекать банковские кредиты под плавающую ставку с привязкой к ключевой ставке Банка России, которая в прошлом месяце была понижена с 10,5% до 10%.
Ранее при использовании банковских кредитов регионы и муниципалитеты должны были платить фиксированную процентную ставку.
"Это изменение должно снизить процентные расходы местных и региональных органов власти, так как существующие банковские кредиты с фиксированной ставкой будут рефинансироваться по более низкой ставке. Экономия, скорее всего, первоначально будет небольшой и будет зависеть от надбавки сверх ставки ЦБ РФ, которую будут брать банки (надбавка может быть небольшой, так как стоимость банковского финансирования в целом ниже ставки ЦБ РФ)", — считают эксперты рейтингового агентства.
Вместе с тем они отмечают, что долгосрочные преимущества могут быть более заметными, если ЦБ продолжит постепенно понижать ставки в 2017 и 2018 годах. По прогнозу Fitch Ratings, ключевая ставка в конце 2017 года опустится до 8,5%, а в конце 2018 года — до 7,5%.
"Хотя банки выплатили значительную часть финансирования ЦБ РФ, предоставленного в 2014-2015 годах, и мы ожидаем, что такое финансирование будет полностью погашено к концу 2016 года", — полагают аналитики.
Краткосрочный и долгосрочный эффекты
Как отмечается в исследовании, в 2015 году процентные расходы городов и регионов повысились на 20% относительно предыдущего года — это последовало за повышением базовой ставки ЦБ РФ до 17% с 10,5% в конце 2014 года. Таким образом, несмотря на то что местные и региональные органы власти привлекали заимствования на рынке под фиксированную ставку, в начале 2015 года краткосрочный долг приходилось рефинансировать по ставкам, близким к 25%.
Краткосрочные профили погашения долга традиционно подвергают российские местные и региональные органы власти риску рефинансирования, однако он сглаживается доступностью целевых кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку для проведения выплат по долгу с наступающими сроками.
Банковские кредиты составляли 31% прямого риска (облигации и банковские кредиты плюс прочая задолженность по классификации Fitch, включая кредиты из федерального бюджета) для регионов на 1 сентября.
Доля рыночного долга (облигации и банковские кредиты) сократилась до 48% от всего прямого риска по сравнению с 63% на начало года. Однако в Fitch считают, что это обусловлено главным образом сезонным эффектом, и ожидают, что баланс между рыночным долгом и кредитами из федерального бюджета вернется к приблизительно 60:40 к концу года по мере погашения краткосрочных кредитов от федерального казначейства. Отношение совокупного рыночного долга к суммарным доходам является низким — 17% в 2015 году.
По мнению аналитиков Fitch, ключевая ставка ЦБ должна быть менее волатильной, чем рыночные ставки, но эффект перехода на привязку к ключевой ставке проявится в краткосрочной перспективе.
"Пока неясно, насколько эффективно местные и региональные органы власти смогут управлять процентным риском. Управление долгом было, как правило, консервативным и ориентированным на минимизацию процентных расходов, но существовавшие ранее ограничения по заимствованиям с плавающей ставкой означают, что их способность осуществлять хеджирование на случай роста ставок пока не была проверена на практике. Российские банки не имеют значительных заимствований с плавающей процентной ставкой, и хеджирование процентного риска в России является недостаточно развитым и дорогостоящим", — считают аналитики.
При этом эксперты отметили, что совокупный профицит в размере 410 миллиардов рублей, который регионы имели на 1 сентября, говорит о том, что в секторе появляются признаки финансовой стабилизации.
"В то же время, профицит в значительной мере отражает эффект отложенного исполнения капитальных расходов, и мы ожидаем, что более высокие расходы в четвертом квартале приведут к дефициту за полный год около 180 миллиардов рублей, или 8% от суммарного долга регионов (в сравнении с 12% в 2015 году)", — считают в Fitch.