Ив Монтан (Yves Montand), настоящее имя Иво Ливи (Ivo Livi), родился 13 октября 1921 года в Монсуммано Альто в Тоскане, Италия. Он был третьим ребенком в семье. Его отец был членом Коммунистической партии Италии.
После прихода к власти фашистов семья Иво переехала во Францию в Марсель.
В семнадцать лет юноша начал подрабатывать исполнением песен в кафе под псевдонимом Ив Монтан (псевдоним происходит от фразы на марсельском диалекте "Иво, монта" ("Иво, домой!") — так мать звала его домой в детстве).
После вступления Франции в войну с Германией Монтан был вынужден бросить пение и устроился на судостроительный завод. Весной 1941 года юноша снова вышел на сцену, и его популярность начала быстро расти. Последовали первые турне по Франции и выступления на радио. Затем песенная карьера Ива Монтана вновь прервалась: его забрали на обязательные "молодежные стройки", заменившие в период оккупации Франции воинскую повинность.
В 1944 году Ив Монтан впервые приехал в Париж и успешно дебютировал в концертном зале ABC. Большую роль в профессиональном становлении певца и в его личной жизни сыграла певица и актриса Эдит Пиаф. Под опекой Пиаф Монтан занялся самообразованием, стал обучаться манерам поведения на сцене, полностью переработал и расширил свой репертуар.
В 1945 году певец с успехом выступил в знаменитом парижском театре "Этуаль". В 1946 году Ив Монтан дебютировал в кино — в фильме Марселя Карне "Врата ночи" (Les Portes de la nuit).
В конце 1940-х годов Монтан продолжал выступать с концертами и начал записывать грампластинки. Успехом пользовали песни Монтана "Боксер Джо", "Луна-парк", "Большой город". В его репертуаре появилось много новых песен на стихи Жака Превера и Лео Ферре. Он также начал исполнять на эстраде песни из кинофильма "Врата ночи" — "Дети, которые любят друг друга" и "Осенние листья".
С 1951 года Ив Монтан регулярно выступал в зале "Этуаль" с большими сольными программами.
Первый большой успех в кино ему принесла картина Анри-Жоржа Клузо "Плата за страх" (Salaire de la peur, 1952).
В последующие годы Ив Монтан сыграл роли в фильмах "Наши времена" (Slice of Life, 1954), "Наполеон: путь к вершине" (Napoléon, 1955), "Герои устали" (Les Héros sont fatigués, 1955), "Ночная Маргарита" (Marguerite de la nuit, 1955), "Люди и волки" (Uomini e lupi, 1956), "Салемские колдуньи" (Sorcières de Salem, 1957), "Большая голубая дорога" (Grande strada azzurra, 1957) и др.
В разгар Венгерских событий 1956 года Ив Монтан, отличавшийся традиционными для его семьи левыми взглядами, принял решение поехать с гастролями в СССР и другие социалистические страны. Французская общественность осудила этот визит, а в СССР он был воспринят как проявление политической солидарности. Певца пригласили на банкет с высшим советским руководством, где Монтан получил возможность пообщаться лично с тогдашним главой Советского Союза Никитой Хрущевым. Концерты в Москве прошли с большим успехом: залы были переполнены зрителями, а у билетных касс выстраивались огромные очереди. После Москвы Ив Монтан выступил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и Киеве, а затем посетил Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Югославию и Венгрию.
Второй раз он посетил Москву в 1963 году в качестве гостя Московского международного кинофестиваля.
Из-за своих левых взглядов Ив Монтан долгое время был персоной нон грата в США. Только в 1959 году американцы выдали певцу въездную визу. Выступления прошли с большим успехом. Стиль его песен-историй, полный мимики и движения, был непривычен для американцев и настолько оригинален, что они назвали его стилем Монтана.
После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии "Давай займемся любовью" (Let's Make Love, 1960), где его партнершей стала Мэрилин Монро.
В конце 1960-х годов Ив Монтан полностью посвятил себя кинематографу, появляясь на музыкальной сцене лишь эпизодически. Яркий драматический талант актер продемонстрировал, исполнив роль Рене Клемана в ленте "Горит ли Париж?" (Paris brûle-t-il?, 1965). В 1966 году он сыграл в военной драме режиссера Алена Рене "Война окончена" (Guerre est finie).
В эти же годы начинается плодотворное сотрудничество Ива Монтана с режиссером Костой-Гаврасом в кинофильмах "Убийцы в спальных вагонах" (Sleeping Car Murders, 1965), "Дзета" (Z, 1969).
В 1968 году, после ввода советских войск в Чехословакию, Ив Монтан окончательно разочаровался в коммунистических идеалах и открыто сообщил об этом общественности.
В 1970 году большой успех имел фильм "Признание" (Aveu), основанный на документальных свидетельствах чехословацкого диссидента. Затем последовали такие картины как "Осадное положение" (État de siège, 1973), "Специальный отдел" (1975), "Свет женщины" (Clair De Femme, 1979).
Актер снялся в нескольких картинах французского режиссера Клода Соте: "Сезар и Розали" (César and Rosalie, 1972), "Венсан, Франсуа, Поль и другие" (Vincent, François, Paul… et les autres, 1974), "Официант" (Garçon!, 1983).
В 1986 году актер исполнил главную роль в дилогии режиссера Клода Бери — "Жан де Флоретт" (Jean de Florette) и "Манон с источника" (Manon des sources).
Им написана книга воспоминаний "Солнцем полна голова" (1955).
9 ноября 1991 года Ив Монтан скончался в Санлис (Франция) во время съемок фильма "ИП-5: остров толстокожих" (IP5: L'île aux pachydermes, 1992). Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Актер был удостоен премий Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1957), "Давид ди Донателло" (1973), "Бэмби" (1976), Международного кинофестиваля в Таормине (1976).
Ив Монтан был женат на французской актрисе Симоне Синьоре (1921-1985), с которой он прожил тридцать шесть лет до самой ее смерти.
В 1988 году от ассистентки Кароль Амьель у актера родился сын Валентин.
Монтану посвящены фильмы "Поет Ив Монтан" (1957, режиссеры Сергей Юткевич, Михаил Слуцкий) и "Одиночество певца позади сцены" (1974, режиссер Крис Маркер).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников