МОСКВА, 11 окт — РИА Новости/Прайм. Индексация тарифов на грузовые перевозки РЖД и пассажирские железнодорожные перевозки в регулируемом сегменте в 2017–2019 годах составит 4% ежегодно, говорится в подготовленном Минэкономразвития проекте обновленного прогноза социально-экономического развития РФ, который имеется в распоряжении РИА Новости.
Грузовые тарифы
Изначально индексация грузотарифа РЖД на 2017 год была заложена в прогнозе Минэкономразвития на уровне 4,5%. Однако глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев 10 октября текущего года сообщил журналистам, что тарифы на грузоперевозки в РФ в 2017 году вырастут на 4% и субсидий для РЖД к ним не предполагается.
"В целях недопущения избыточного роста транспортных издержек экономики в 2017–2019 годах будет осуществлено сдерживание темпов роста тарифов на грузовые перевозки, для чего в настоящее время разрабатываются системные меры по оптимизации издержек и повышению эффективности ОАО "РЖД", — говорится в обновленном прогнозе.
"Необходимо отметить, что, начиная с 2013 года, происходит снижение соответствующих ставок. Так, в 2016 году ставка за пользование полувагоном составляет 550–650 рублей за вагон в сутки, что соответствует среднегодовому уровню 2014 года", — говорится в документе.
С целью стимулирования грузоотправителей РЖД будет продолжена и практика применения механизма ценового коридора. РЖД с 2013 года получили право в определенных случаях регулировать уровень тарифа на грузовые перевозки в рамках коридора — изначально от минус 12,8% до плюс 13,4%. Однако с 2016 года госмонополия получила возможность предоставлять скидку в рамках коридора до 25%.
При этом министр транспорта Максим Соколов сообщал журналистам в начале октября, что министерство считает целесообразным разрешить РЖД поднимать тариф в рамках тарифного коридора на 25% в основном на экспортных направлениях.
Президент РЖД Олег Белозеров в сентябре текущего года на встрече с журналистами сообщал, что обсуждается введение в 2017 году дифференцированной индексации тарифов по классам или видам грузов. Верхнюю и нижнюю границу, а также общий размер предположения РЖД по индексации тарифа он тогда называть не стал. Однако отметил, что общий рост грузотарифа должен быть ниже инфляции.
Грузотариф РЖД с января 2016 года вырос на 9%. Однако за счет применения тарифного коридора рост тарифа в целом по году не превысит 7,5%.
Стоимость перевозки грузов по железной дороге складывается из инфраструктурной (в том числе заложенной в нее локомотивной) и вагонной составляющих. Вагонная — это часть, которую получают операторы за предоставление подвижного состава грузоотправителю, инфраструктурная — часть РЖД, которую устанавливает Федеральная антимонопольная служба РФ.
Пассажирские тарифы
В обновленном прогнозе говорится, что в 2017-2019 годах предполагается изменение подхода к государственному субсидированию пассажирского комплекса в дальнем следовании путем перехода к модели государственного заказа перевозок, имеющих социальное значение, и либерализации коммерческих.
Перевозки пассажиров в поездах в дальнем следовании осуществляет Федеральная пассажирская компания (ФПК, "дочка" РЖД). Тариф в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) для нее определяет Федеральная антимонопольная служба. Выпадающие доходы от госрегулирования должны компенсироваться из бюджета. Тарифы в нерегулируемом сегменте (СВ, купе и люкс) устанавливает ФПК по согласованию с ФАС.