МОСКВА, 10 окт – РИА Новости. Советско-американский саммит в Рейкьявике 30 лет назад позволил "заглянуть за горизонт" — в перспективу безъядерного мира; хотя закрепить договоренности по ряду вопросов тогда не удалось, те переговоры с президентом США Рональдом Рейганом стали не поражением, а прорывом, заявил в интервью РИА Новости экс-президент СССР Михаил Горбачев.
"Вывод из этого, казалось бы, очевиден: надо ускорять переговоры, радикально сокращать накопленные арсеналы. Но этого не происходило. Я считал: нельзя допустить, чтобы переговоры превратились в ширму, за которой не происходит ничего существенного, более того – продолжается гонка ядерных вооружений. Поэтому я предложил встретиться с президентом США, чтобы сдвинуть переговоры с мертвой точки", — рассказал бывший советский лидер.
Предложения, с которыми советская делегация приехала в Рейкьявик, готовились в Генштабе, в МИД, прошли процесс согласования в "большой пятерке", где были представлены все ведомства, были утверждены в политбюро — все без исключения их поддержали, отметил собеседник агентства.
"Мы предложили четкую и ясную схему договоренности. Сократить на 50 процентов все компоненты триады стратегических вооружений. В том числе мы готовы были пойти на 50-процентное сокращение тяжелых ракет наземного базирования и на нулевой вариант по ракетам средней и меньшей дальности. Но при этом заняли твердую позицию: не должна начаться гонка вооружений в космосе, в области противоракетной обороны", — напомнил Горбачев.
"Тогда я предложил: давайте пригласим наших министров, Шульца и Шеварднадзе. В этом составе обсуждали до вечера. Потом уже ночью эксперты во главе с Ахромеевым и Нитце работали и нашли немало точек соприкосновения. В целом, на основе нашей позиции. Но зафиксировать договоренности по этим вопросам не удалось. Президент хотел продолжать программу СОИ, более того – получить наше одобрение на развертывание глобальной ПРО. На это я согласиться не мог", — заявил экс-президент СССР.
Первоначальная оценка американцев была такая: "переговоры провалились", вспоминает он; так выразился госсекретарь США Джордж Шульц в аэропорту, перед отлетом, уточнил Горбачев.
"Но я на пресс-конференции сказал, что Рейкьявик – не поражение, не провал, а прорыв. Во-первых, по многим вопросам мы договорились. Во-вторых, мы заглянули за горизонт, в перспективу безъядерного мира. Мне импонировало то, что президент Рейган в ходе наших обсуждений решительно и, я считаю, искренне говорил о необходимости избавления мира от оружия массового уничтожения, от всех видов ядерного оружия. В этом мы нашли общий язык", — заключил собеседник агентства.