МОСКВА, 7 окт — РИА Новости. Поставки нефти из Ирана экономически невыгодны Белоруссии, поэтому заявления президента страны Александра Лукашенко можно расценивать как попытки привести дополнительные аргументы в споре с Москвой о цене и объемах поставок углеводородов, считают опрошенные РИА Новости аналитики.
В пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с парламентариями заявил, что Минск ведет переговоры с Ираном о поставках нефти. Лукашенко отметил, что поручил правительству "немедленно найти альтернативы (поставок нефти в Белоруссию — ред.) новые и вернуться к старым" из-за сокращения беспошлинных объемов поставок из России. По его словам, есть договоренность о поставке нефти танкером через порт Одессы на нефтеперерабатывающий завод в Мозыре.
Кроме того, Лукашенко не исключил варианта предоставления Ирану мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов для переработки его нефти ("давальческая" схема). Лукашенко также рассказал, что поручил правительству "вернуться к проекту строительства нефтепровода из Балтики", а также немедленно закончить модернизацию Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак заявлял, что снижение беспошлинных поставок российской нефти в Белоруссию в третьем квартале связано с неоплатой газа и недопоставками нефтепродуктов в РФ. 1 октября он сообщил, что долг Белоруссии за российский газ составляет 270-300 миллионов долларов. Минск со своей стороны считает несправедливой контрактную цену в 132,77 доллара за тысячу кубометров и долг не признает. Россия же настаивает, что до снятия разногласий оплата должна производиться по контрактной цене.
Вице-премьер Аркадий Дворкович отмечал, что график поставок нефти в Белоруссию может восстановиться до прежнего уровня, если РФ и Белоруссия договорятся об оплате долга за поставки газа.
Нефтепровод и ныне там
"Насколько я представляю, прямые поставки из Ирана в Белоруссию невозможны: у Белоруссии нет выходов к морю, а трубопроводами страны не соединены. Поэтому в данном случае речь может идти только о своповых поставках из России. Понятно, что страна пытается уйти от зависимости от России, но пока это возможно только на уровне слов, умозрительных политических заявлений. Теоретически эти поставки возможны, но в достаточно далекой перспективе", — сказал генеральный директор института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Другим камнем преткновения для поставок нефти из Ирана является то, что белорусская нефтепереработка настроена на технические характеристики российской нефти, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
"Маловероятно, что это будет выгоднее по сравнению с российской нефтью, все-таки границы близкие, транспортное плечо короткое, поставки гораздо более удобные и переработка настроена под российскую нефть. Иранская нефть хоть и похожа на российскую, но могут быть немного другие выпуски", — сказал он.
Аналитик "Сбербанк КИБ" Валерий Нестеров напомнил, что у Белоруссии некоторое время назад были планы по поставкам нефти из Венесуэлы. Таким образом, страна периодически пытается осуществить планы по диверсификации поставок и снижению зависимости от российской нефти, однако это упирается в экономическую целесообразность.
Нестеров напомнил, что запроектированный нефтепровод Одесса-Броды пока не работает, а это значит, что как минимум в 2016-2017 годах поставки из Ирана вряд ли начнутся.
"Конечно, возможна транспортировка по железной дороге, но это дорого", — отметил Нестеров.
Знак для России
Несмотря на то, что пока планы Белоруссии по диверсификации поставок трудноосуществимы, России следует прислушаться к угрозам соседней страны для сохранения рынка в будущем, считает Нестеров.
Он подчеркнул, что странам для продолжения взаимовыгодного сотрудничества следует как можно оперативнее решить все споры по нефти и газу. "Нужно как можно быстрее решать все вопросы взаиморасчета и возвращаться к спокойному сотрудничеству, при том что для Белоруссии, конечно, Россия является самым естественным, надежным и дешевым источником углеводородов", — заключил Нестеров.