Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Если китайцы никак не отмечают эту дату, то куда уж остальным о ней помнить. А дата – громадного значения: 40 лет назад в мире кончилась эпоха революций, то есть массовых, поддерживаемых всей мощью государства насильственных общественных преобразований.
Хотя, вроде бы, пустяк: 6 октября 1976 года в Пекине всего-то арестовали "банду четырех" – революционных радикалов у власти во главе с Цзян Цин, вдовой Мао Цзэдуна. Кстати, произошло это менее чем через месяц после смерти самого Мао (9 сентября 1976). И Китай начал путь от ужасов революции к нынешней нормальной жизни и державности, путь, поразивший мир быстротой и успехом.
![Вдова Мао Цзэдуна Цзян Цин во время суда в Пекине. 26 ноября 1980 года Вдова Мао Цзэдуна Цзян Цин во время суда в Пекине. 26 ноября 1980 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147862/37/1478623788_0:0:3000:2189_768x0_80_0_0_cfc368ce96e28ce378f84e80aed1a10f.jpg)
Хаос раз в 7-8 лет
Великие эпохи, их начало и завершение, видны на очень большом расстоянии. Вблизи они распадаются на множество событий. Но сегодня-то нам очень даже понятно, что происходило с миром после конца революционного Китая.
Сам Китай к тому моменту изменился радикально: кончился голод и бедствия, каждый год был лучше предыдущего. Ну, а сегодня коммунизм остался разве что в виде старинных декораций (как в самом Китае) или аномалий (как в Северной Корее, которая, кстати, незаметно для внешнего мира тоже давно реформируется).
Здесь надо разобраться, что такое революция. И нет лучшего учителя, чем сам умерший 40 лет назад Мао Цзэдун с его верными последователями (той самой "бандой"). Дело в том, что Мао умел говорить очень важные вещи просто и откровенно – способность, которой давно лишились к тому моменту советские коммунисты. И главное, что он в жизни сказал, это что революционные встряски всей стране надо устраивать постоянно, с регулярными интервалами, иначе ничего не получится. Потому что люди так устроены, они революциям сопротивляются.
![Банда четырех во время суда в Пекине, 26 января 1981 года Банда четырех во время суда в Пекине, 26 января 1981 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147862/48/1478624846_0:0:3000:1050_768x0_80_0_0_ab6ec54ee83ca9c49bb5a1c6a84e9dcd.jpg)
Цитат на эту тему в наследии Мао сколько угодно. Вот хотя бы: "Кончится ли борьба, когда наступит коммунизм?… И через несколько десятков тысяч лет с ошибками не будут мириться". Или: "Полный беспорядок в Поднебесной ведет ко всеобщему порядку. Это повторяется через каждые 7-8 лет. Всякая нечисть сама вылезает наружу… а пройдет 7-8 лет, и снова поднимем движение по выметанию нечисти".
Это одно из двух ключевых положений идеологии Мао. Первое более известно, насчет того, что "власть рождается из дула винтовки". Вместе получается так: власть берет тот, у кого с винтовками все в порядке, а потом каждые 7-8 лет устраивает полный беспорядок.
И не только среди руководства, а в стране в целом. В 1966 году (кстати, опять у нас юбилей – полувековой) в Китае началась "культурная революция", чья цель была далеко не только в том, чтобы устроить очередной передел власти. Задача ставилась – создать новых китайцев, заменить всю веками вырабатывавшуюся культуру новой.
Нужен другой человек
Винтовка, или меч, или каменный топор рождали власть (то есть устраивали переворот) бессчетное число раз, это происходило и происходит всю мировую историю. Но переворот чаще всего просто меняет верхушку элиты, или элиту целиком. Революция – это нечто куда хуже.
![Скульптурная композиция Выполняя заветы Мао Цзэдуна перед Мавзолеем Мао Цзэдуна в Пекине Скульптурная композиция Выполняя заветы Мао Цзэдуна перед Мавзолеем Мао Цзэдуна в Пекине](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147862/52/1478625243_0:0:3072:2048_768x0_80_0_0_ac7d998f22905e038e4403bd8e40c352.jpg)
Точка отсчета – 1794 год, пик Французской революции. Выступая в парламенте Англии, философ Эдмунд Берк объясняет, почему то, что делают французские якобинцы, радикально отличается от прочих переворотов, даже и с цареубийством: эти люди, говорит он, настолько ослеплены великолепием своих идей, что готовы ради улучшений для следующих поколений притеснять и даже уничтожать тех, кто живет сегодня. Это невиданное раньше зло, ему нужно объявить войну. Из этой фразы родился консерватизм, сегодня набирающий силу повсеместно – в Европе, США, России и т.д.
На протяжении предстоявших примерно 200 лет идеологическая борьба в нашем мире поместилась между этих двух полюсов – консерватизм или революция, Берк или Мао. Для одних человек просто есть, и менять его немыслимо. Для других смысл всего именно в "улучшении" людей, власть берут для этого.
Революционная эпоха – это когда существует одно или несколько государств, где улучшение (переделывание) человека – главная цель, оправдание, смысл всего происходящего. Ей формально подчинено все происходящее.
Доведи идею до предельной ясности – и получишь то, что получил Китай (и мир): конец революционной эпохи. Собственно, арест наследников Мао и последующие решения пленумов и прочих заседаний были просто техникой дела. Главным было то, что все китайцы к тому моменту приобрели железный иммунитет от революции. Ну, а в странах типа СССР таковой иммунитет к этому времени уже давно присутствовал.
Как насчет "цветных революций", которых после смерти Мао по всему миру было десятка полтора-два? Это имитация. Имитация всего – и народного восстания, и преобразования человека. У этих фальсификатов цель чаще всего бывает куда скромнее, чем у большевистской или китайской революций. Бизнес, смена режима и прочее.
А вот информационная революция – это другое дело. Тут уже не всеобщий хаос раз в 7-8 лет, тут беспощадная и непрерывная обработка мозгов с помощью средств массовой информации. Так что наследник Мао сегодня – это западная цивилизация, которая, кстати, является и наследниками якобинцев во Франции не в меньшей степени, чем СССР.