МОСКВА, 5 окт – РИА Новости. Стремление подростков к сиюминутным удовольствиям, неумение ждать и жадность имеют биологическую природу – они связаны с тем, как работают центры обучения и удовольствия в их мозге, говорится в статье, опубликованной в журнале Neuron.
"Мозг подростков на самом деле не безнадежно сломан, а адаптирован к обучению. Дисбаланс в растущем мозге, делающий его более чувствительным к удовольствию, имеет под собой четкую цель – он помогает подросткам лучше учиться и запоминать то, через что они прожили", — заявила Джулиет Дэвидов (Juliet Davidow) из Гарвардского университета (США).
Дэвидов и ее коллеги пришли к такому выводу и нашли объяснение многим необычным для взрослых чертам в поведении подростков, наблюдая за работой мозга четырех дюжин детей в возрасте от 13 до 17 лет при помощи магнитно-резонансного томографа.
Во время этого эксперимента дети играли в простую обучающую игру, в рамках которой они должны были запомнить, на какой из двух цветков предпочитала садиться бабочка и понять, по каким принципам она делала свой выбор. Если дети делали правильный выбор, то компьютер выводил на экран надпись "Правильно", которая сопровождалась одной из трех картинок, на которых был изображен карандаш, домик или арбуз.
Параллельно в эту же игру играло три десятка взрослых добровольцев, за работой мозга которых ученые следили точно таким же образом. Сравнение результатов их тестирования показало, что дети в среднем быстрее угадывали принцип действий бабочки и чаще называли правильные ответы, а также раскрыло одну интересную особенность в работе их мозга.
Снимки с томографов показали, что у детей, в отличие от взрослых, была активна не одна зона – так называемое полосатое тело, центр мотивации и удовольствия, а также гиппокамп, центр памяти и обучения. Чем выше был уровень активности в этих областях мозга, тем быстрее обучались подростки и тем чаще они называли правильные ответы, и запоминали картинки, которые выводились вместе с сообщением о верности их выбора.
"Если говорить просто, то когда вы угадываете ответ, в полосатом теле возникает сигнал удовольствия, который помогает вам запомнить этот выбор. По сути, это помогает мозгу еще раз добиться успеха в следующий раз. У подростков в этот процесс вмешивается гиппокамп", — объясняет Дэвидов.
Связь между центром удовольствия и центром памяти, как считают авторы статьи, может объяснять то, почему подростки особенно подвержены сиюминутным удовольствиям, и почему они не отличается большим терпением и щедростью, и при этом лучше запоминают новую информацию, чем взрослые.
"Главный вывод из всего этого – подростки не обладают более крепкой памятью, чем взрослые, они просто иначе запоминают информацию. Соединив две области мозга, которые не связаны друг с другом сами по себе, мозг подростков пытается получить более четкую картину окружающего мира во время важной стадии жизни ребенка", — заключает Дафна Шохами (Daphna Shohamy) из университета Колумбии в Нью-Йорке (США).