Максим Кононеко, специально для РИА Новости
В Окружном суде Амстердаме начинается суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из золота, известной под общим названием "Золото скифов". Оспариваемые предметы были вывезены из Крыма в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года. Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию.
Вообще сам по себе такой отказ уже противоречит общепринятой мировой практике межмузейного взаимодействия. Экспонаты предоставлялись на выставку музеями Крыма, а вовсе не правительству Нидерландов правительством Украины. И раз экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.
Однако этот факт – расхожая банальность, которая в нынешнюю эпоху спортивных судов высшей справедливости, наказывающих русских спортсменов за мельдоний и позволяющих американским чемпионам сидеть на амфетаминах, вызывает одну лишь улыбку.
У нас сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать в таких условиях непредвзятости от голландского суда (а судья – тоже человек и испытывает эмоции) никак не приходится.
Но есть во всей этой истории один интересный аспект, на который мало кто обращает внимание. А вообще стоило бы.
Дело в том, что суд в Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота. В оспариваемой коллекции – готские, позднесарматские, боспорские предметы. Находки из Херсонеса. Всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет. Потому что скифское золото… в Киеве. В Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.
И самый интересный вопрос во всей этой истории – это вопрос о том, откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось вот это вот скифское золото.
Впервые золото было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба возле Керчи. Ну, то есть грабили курганы, конечно, и раньше, но в октябре 1830 года находки впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти всё к нему в Петербург. В Керчи осталась лишь малая часть, которая и стала основой пополнявшегося впоследствии из других крымских курганов Керченского музея древностей. Остальное теперь в Эрмитаже и в Историческом музее.
Итак, зафиксируем: скифское золото было найдено на территории России.
Экспонаты во вновь созданный музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который тогда был включен в ее состав. Из Керченского музея (основанного, повторюсь, в России русским градоначальником Иваном Стемпковским) вывезли практически всё. Сотни предметов из золота.
При распаде СССР мы решали с Украиной много вопросов. Вывозили ядерное оружие, делили самолеты и танки, обсуждали статус Черноморского флота.
Но, отчего-то, никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися в результате идиотских решений советского руководства на территории другого государства?
Вернее, может быть кто-то таким вопросом и задавался, но безрезультатно. И ладно там построенные русскими крымские дворцы – недвижимость она на то и недвижимость, чтобы ее нельзя было двигать. Но вот музейные экспонаты – с ними-то можно было как-то разобраться.
Но даже если этого не было сделано тогда, то никогда не поздно вернуться к вопросу. Реституция – модное слово, предполагающее восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений.
Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была, разумеется, незаконной (изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР). Поэтому все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством после этой "передачи", тоже были, разумеется, незаконными. И всё надо вернуть к состоянию "до 1954 года".
Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры свободной и евроориентированной Украины своим приказом N884… ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Его больше нет! Несмотря на все протесты музейщиков, причем не только украинских, но и со всего мира.
И где теперь окажется та коллекция скифского золота можно только догадываться.