МОСКВА, 3 окт — РИА Новости. В рамках конференции "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы", организованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, более 400 экспертов и педагогов из России и 14 зарубежных стран обсудили практики использования результатов международных сопоставительных исследований качества образования для развития школ.
Представляя результаты Москвы в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment, проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития), руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина назвал их неплохими. В рамках исследования были проанализированы знания 15-летних москвичей из 609 школ.
По его словам, принимая решение об участии московских учащихся в престижном международном исследовании, руководители столичного образования опирались на необходимость заимствовать общее в системах образования разных стран, "чтобы развивать это общее у себя и сравнивать". "Мы не можем говорить, что результаты блестящие, пока Шанхай впереди", – пояснил участник конференции. Он высказал пожелание, чтобы организаторы PISA для разработки следующего поколения проверочных заданий "все-таки что-то взяли из системы российского образования". "Очень хотелось, чтобы и мы влияли на эти международные исследования", – заключил эксперт.
Старший менеджер проекта PISA Питер Адамс отметил, что власти РФ уделяют огромное внимание развитию школьного образования. Касаясь проведения исследований, эксперт обратил внимание на то, что крайне важно видеть результат, стоящий за цифрами, вырабатывать конкретные рекомендации с учетом национального контекста системы образования, а также более внимательно относиться к вопросу распределения ресурсов.
Рассказывая о принципах деятельности своей организации, директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед подчеркнул, что ассоциация не сводит исследования к единичным предметам, применяя общий подход. "Обычно люди смотрят на рейтинги, но это не наш приоритет", — добавил он. В качестве примера спикер привел "Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования" (TIMSS). "Начиная с 1995 года, ТIМSS проводится каждые четыре года, другие исследования – раз в пять лет. Это дает возможность странам отслеживать тенденцию, как меняется успеваемость учащихся по разным предметам, сравнивать образовательные результаты по регионам и среди отдельных групп учащихся", – пояснил он.
Выступившая на конференции президент Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли отметила, что в ассоциации воздерживаются от предоставления рекомендаций или каких-либо трактовок результатов проводимых исследований. "Наша роль сводится к проведению хорошего анализа, но мы не даем никаких рекомендаций или советов, не разрабатываем решений и никому их не предлагаем: это было бы неэффективно", – сообщила она. С точки зрения международного эксперта, все оценки и интерпретации должны быть вынесены каждой страной по своим алгоритмам.