МОСКВА, 29 сен – РИА Новости. Выборы седьмой Госдумы, состоявшиеся в России 18 сентября, были юридически более чистыми, но менее интересными и представительными, чем прошлые федеральные кампании; снижение интереса и явки избирателей связано с переносом выборов на сентябрь, низким качеством агитационной кампании и фактически предрешенностью результатов во многих округах, считают эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина.
КГИ в четверг представил очередной доклад об этой кампании, посвященный на этот раз основным тенденциям и итогам прошедших выборов.
Низкая явка
Эксперты отмечают, что на прошедших федеральных выборах была зафиксирована самая низкая за всю постсоветскую историю России явка (47,9%) — по сравнению с прошлой думской кампанией 2011 года показатель снизился на 12,3%.
По данным КГИ, снижение явки наблюдается почти во всех регионах РФ, исключениями стали Карачаево-Черкессия, Тыва, Кемеровская и Тюменская области, где показатель явки либо остался на уровне 2011 года, либо повысился.
"Значительное снижение явки в республике Коми (на 31,8%), Тульской области (на 27,2%) и Москве (на 26,4%), является дополнительным свидетельством того, что роль "неэлекторальных" факторов в этих регионах кардинально снизилась с 2011 года", — полагают эксперты.
Процент голосования "на дому" к числу избирателей, принявших участие в выборах, по оценке КГИ, остался практически на прежнем уровне: в 2011 году он составил 6,6% в среднем по России, сейчас – 6,5%. А вот уровень голосования по открепительным удостоверениям оказался ниже, чем на выборах в 2007 и 2011 годах, но выше, чем в 2003 году. Так, в ходе нынешних выборов открепительными воспользовались чуть более 809 тысяч человек (то есть около 1,5% от числа проголосовавших); в 2011 году таких было порядка 1,25 миллиона (1,9%), в 2007 – около 1,17 миллиона (1,7%), а в 2003 – порядка 573 тысяч или 0,9%.
Отчетливо партийный выбор
В КГИ полагают, что на снижение интереса избирателей к выборам также повлияла фактическая предрешенность результатов выборов во многих округах. В ходе анализа результатов эксперты комитета пришли к выводу, что нынешние выборы, впервые с 2003 года проведенные по смешанной системе, "оказались достаточно "обезличенными" и партийными, несмотря на возрождение мажоритарной составляющей". Избиратели, по их словам, делали отчетливо партийный выбор как в части голосования за списки, так и за конкретных кандидатов.
Среди причин эксперты видят, "с одной стороны, относительную слабость нынешних одномандатников, "выросших" в условиях дефицита публично-политической конкуренции, а с другой – в условиях пониженной явки преобладание базового электората и незначительное участие неопределившихся избирателей.
Выдвижение "Единой Россией" в подавляющем большинстве округов, кроме трех, означало почти автоматическую победу, считают в КГИ. При этом шанс выиграть борьбу в одномандатном округе без предварительного внутриэлитного консенсуса был реализован на прошедших выборах КПРФ — только в четырех округах, в том числе, в Медведковском округе столицы, где свою кандидатуру сняла кандидат от ЕР. В большинстве же округов коммунисты чаще занимали вторые, а представители ЛДПР — третьи места.
Эксперты отметили тенденцию, по которой регионы с наиболее высокой явкой продемонстрировали и повышенную поддержку "Единой России", тогда как для регионов с низкой явкой зависимости результатов ЕР от этого показателя практически нет.
КПРФ, по словам экспертов, понесла существенные электоральные потери при голосовании по федеральному округу (минус 5,85% по сравнению с 2011 годом), лишь на несколько десятых процента обойдя ЛДПР. Одной из причин в КГИ склонны считать довольно инерционную избирательную кампанию коммунистов с привычными лозунгами и идеями при отсутствии новых ярких политических фигур. И если в 2011 году лидерами по голосованию за КПРФ были Орловская, Новосибирская, Костромская, Нижегородская и Иркутская области, то в 2016 году часть этих регионов выпали из лидеров — особенно резкий спад голосования за партию отмечен в Орловской области (вместо 32% лишь 17,9%) и в Нижегородской области (вместо 28,8% лишь 12,8%).
Конкуренция выше, но за вторые и третьи места
Эксперты отметили, что число кандидатов в одномандатных округах, дошедших до дня голосования, в нынешней думской кампании оказалось немного больше, чем в 2003 году: тогда было 1895 (8,4 кандидата на один мандат), а сейчас – 2028 (9 кандидатов).
"Однако в 2003 году средний результат победителей составлял 41,7%, а средний разрыв между победителем и его основным соперником – 23,8%. На данных выборах эти показатели выше: средний результат победителя 48,5%, а средний разрыв – 32,7%. При этом в 2003 году более 50% победители получили в 65 округах, а сейчас – в 84. Также в 2003 году в гораздо большем числе округов (72) разрыв между победителем и основным соперником составлял менее 10%", — говорится в докладе.
В КГИ пришли к выводу, что "хотя общий показатель конкурентности на выборах 2016 года оказался выше, чем в 2003 году, этот показатель в большей степени характеризует конкуренцию за вторые–третьи места". "По главному показателю конкуренции между двумя основными соперниками (процентам отрыва) нынешние выборы существенно уступают выборам 2003 года", — отмечают эксперты.
В частности, на думских выборах в этом году были зарегистрированы только 14 партий, освобожденных от сбора подписей. По результатам голосования списки двух из них – "Гражданской силы" и "Гражданской платформы" — получили менее 200 тысяч голосов, напомнили эксперты, — то есть меньше числа подписей, необходимого по закону для выдвижения партий, не имеющих льготы. Похожую тенденцию эксперты отметили и в соотношении числа действительных подписей, представленных некоторыми самовыдвиженцами, и полученных ими впоследствии голосов на выборах.