МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Главным успехом российской операции в Сирии является сохранение легитимного правительства страны, заявил на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
Другим успехом этой операции аналитик считает то, что Россия смогла вернуться на Ближний Восток "в качестве полноценного игрока, с которым нужно считаться". Он также отметил, что благодаря российской операции была ликвидирована инфраструктура "Исламского государства" (запрещенная в РФ террористическая группировка), боевики которой оказались отброшенными назад в полупустынные регионы, ближе к иракской границе.
"Еще один российский успех, уже дипломатический, заключается в том, что Западу не удалось столкнуть нас с Турцией и разжечь полноценный российско-турецкий конфликт, хотя такая попытка была. Давняя мечта наших американских и британских "партнеров" — столкнуть Россию с Турцией, они прекрасно понимают, что партнерство Москвы и Анкары – это выход России в Средиземное море. Если Россия конфликтует с Турцией, то создается ситуация 19 века, когда нас снова запирают в Черном море", — подчеркнул аналитик.
Как все начиналось
"Тогда бы получилось следующее: НАТО входит в бесполетную зону, ИГ контролирует едва ли не 50% сирийской территории, оставалось уже совсем недолго до прихода в Дамаск, плюс "Джебхат ан-Нусра". Мы бы увидели "парад исламистов на территории Сирии", если бы не произошло российского вмешательства. События бы развивались по ливийскому сценарию, именно так, как они развивались весной 2011 года", — считает Фененко.
Он добавил, что развитие этого сценария привело бы не только к краху сирийского государства и появлению нового террористического государства на Ближнем Востоке, но также появилась бы уже реальная для российских интересов в этом регионе угроза военно-морской базе в Тартусе.
"Представьте себе, что НАТО ввело бы бесполетную зону над нашей базой, новое "сирийское правительство" поставило бы вопрос о ее ликвидации, и Россия была бы окончательно вытеснена из восточного Средиземноморья… В тот момент, я считаю, и было принято решение о начале операции, чтобы поддержать режим Башара Асада, помочь переломить ситуацию и разрушить военную инфраструктуру ИГ", — заявил аналитик.
Миф о сотрудничестве
В то же время эксперт отметил, что Москва недооценила политическую стратегию США и Великобритании, а миф о том, что Россия и Запад ведут единую борьбу с терроризмом, окончательно развеян был в этом месяце.
"Никакой совместной борьбы с терроризмом у нас нет, есть открытая поддержка террористов ИГ со стороны США и Великобритании… Никто не ожидал, что эти страны, фактически открыто, будут поддерживать ИГ, будем называть вещи своими именами", – заявил Фененко.
"Все их заявления, что Россия бомбит умеренную оппозицию, при том что те же самые авторы пишут об уничтожении большей части умеренной оппозиции боевиками ИГ весной 2014 года… О какой тогда умеренной оппозиции идет речь, если боевики уничтожили ее большую часть?" – заметил он.
Эксперт отметил, что Запад постоянно выдвигает требования об уходе Асада, однако никто не дает гарантий того, что" если уйдет правительство Асада, боевики ИГ не займут в это время Дамаск".
Вооруженное противостояние продолжается в Сирии с марта 2011 года. В его результате, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Россия с 30 сентября 2015 года по запросу президента САР Башара Асада начала наносить авиаудары по объектам террористов в Сирии. При поддержке России Дамаску удалось переломить ситуацию, перейти в наступление на ключевых направлениях. В марте президент РФ Владимир Путин принял решение о выводе большей части российской группировки ВКС в связи с успешным выполнением задач. При этом Россия не отказалась от взятых обязательств по поставке сирийскому правительству вооружения и военной техники и обучения военных специалистов, по-прежнему работают авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Продолжают нести дежурство в Сирии комплексы ПВО "Панцирь" и С-400. Кроме этого, в Сирии действует российский Центр по примирению.