МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Сторонники теории "исторического Иисуса", — согласно которой основатель христианской религии был реально существующей персоной, но не совершал чудес — обладают "презумпцией недоверия" к описываемым в Евангелии сюжетам, в связи с чем необходим критический пересмотр распространенных в современной науке о Библии версий, заявил глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
"Рассказы о чудесах Иисуса, составляющие значительную часть повествовательного блока всех четырех Евангелий и служившие в глазах евангелистов неотъемлемой чертой облика Христа, исследователи отвергают только потому, что они не верят в чудеса. Но давайте задумаемся: неужели, несмотря на годы изучения древних языков, истории, литературоведения и других дисциплин, без которых немыслимо современное изучение Библии, исследователи вынуждены выбирать в качестве отправной точки неверие, я бы сказал "бытовое" неверие в то, что выходит за пределы обыденного восприятия? Неужели методологический атеизм — это главное, что может предложить нам современная наука? Неужели в своей отправной точке она не продвинулась ни на шаг по сравнению с эпохой Просвещения?", — отметил митрополит в своем докладе на VII Восточноевропейском симпозиуме исследователей Нового Завета, текст которого был опубликован сегодня на сайте ОВЦС.
Версии, что у четырех Евангелий был один источник ("источник Q"), что евангельские тексты создавались с учетом тех или иных общин, что Иисус Христос не совершал чудес, являются, на его взгляд, научными мифами. Они, как отметил священнослужитель, "родились в ходе научного поиска". Однако из-за того, что "сам поиск был в значительной степени мотивирован заранее сформулированными идеологическим установками", результат научных изысканий "не мог привести к стабильным и убедительным результатам".
"Всех авторов, занимавшихся в XIX–XX веках поиском "исторического Иисуса", исходя из вышеизложенных предпосылок, объединяла презумпция недоверия к церковной интерпретации Евангелия, желание отойти от нее как можно дальше. При этом забывали, что именно в Церкви происходил процесс работы над составлением рассказов о жизни и учении Иисуса, отбора Евангелий и придания им канонического статуса с параллельным отвержением текстов неканонических и еретических. Именно Церковь была той лабораторией, в которой с самого начала — сперва в виде устного предания, а потом и в форме письменного текста — обрела свое бытование евангельская история. Причем интерпретация событий из жизни Иисуса и Его поучений возникала практически одновременно с их описанием", — пояснил он.
Митрополит Иларион считает, что описываемые в Евангелии события нужно рассматривать как достоверные, поэтому при исследовании личности Иисуса Христа не стоит игнорировать главную книгу христианства.
"Пришло время отказаться от мифов, таких как "источник Q" или тезис о благочестивой фантазии Евангелистов, якобы домысливавших и дописывавших слова Иисуса в интересах своих общин. Фундаментом для новозаветных исследователей должен вновь стать текст Евангелия в его целокупности, который надо исследовать как в его историческом контексте, так и с богословской точки зрения. Еще одна важная задача — интерпретация слов Иисуса в контексте предания основанной им Церкви. При этом мы не должны игнорировать результаты современного научного поиска, однако к ним надо подходить критически, отсеивая пшеницу от плевел", — заключил представитель Русской церкви.