Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина известен своими громкими выставками – за последние годы он познакомил москвичей и туристов с произведениями династии Кранахов, Льва Бакста, Караваджо и Рембрандта. Более того, недавно в музее открылись выставки Рафаэля Санти и Джованни Пиранези. Однако ГМИИ не собирается останавливаться на достигнутом и продолжит удивлять и просвещать своих посетителей – в интервью с корреспондентом РИА Новости Тамарой Ходовой генеральный директор музея Марина Лошак рассказала о готовящихся выставках в Японии и музее Прадо в Испании, строительстве музейного городка и реконструкции главного здания ГМИИ.
- Две недели назад прошла закладка камня депозитария музейного городка. Запланировано, что в центр переедут около 700 тысяч музейных предметов. Я так понимаю, сейчас эти предметы скрыты от глаз публики и их наконец-то можно будет увидеть в этом депозитарии?
— С созданием нового хранилища мы будем делать все, чтобы у посетителей была дополнительная возможность увидеть как можно больше экспонатов нашего музея. Естественно, у нас есть вещи, которые мы не можем сразу показать публике, например большая коллекция графики, но после постройки этого здания мы сможем экспонировать гораздо больше произведений искусства. Это будет специализированное пространство, соединенное с реставрационным блоком, в котором будут организованы публичные зоны с выставками, связанными с реставрацией и разного рода лекциями. Рядом с ним будет располагаться новое экспозиционное пространство. От этих больших комплексов будут идти подземные коридоры, соединяющие их с главным зданием. Эти коридоры тоже будут работать как открытое хранение.
- Реконструкция главного здания музея будет проходить в 2019-2022 годах, как музей будет работать в течение этого времени?
— Мы планируем, что к моменту закрытия на реставрацию и реконструкцию нашего главного здания, сердца нашего музейного квартала, будут уже работать все остальные пространства: и Галерея старых мастеров, и Усадьба Голицыных, где будет новое здание импрессионистов, и Музей личных коллекций в новом качестве, и Дом Стулова, который станет домом текста, где будет много связано с книгой как таковой, и новое выставочное пространство, и открытый депозитарий. У нас будет огромное количество возможностей работать с нашими посетителями, которым таким образом будет проще расстаться со стенами нашего прославленного музея. А вслед за этим откроется уже отреставрированное главное здание, которое станет окончательной точкой в этом пути построения нового музея.
- А возможно будет каким-то образом посмотреть в этот период экспозицию главного здания?
— Экспозиция будет находиться во временном хранении, мы будем делать выставки, работать с ней, как во всех музеях это происходит. Такая технология мне кажется самой щадящей, потому что в основном музеи, которые становятся на реконструкцию, просто закрываются на 10-15 лет. Наше здание уже физически изношено, поэтому его реконструкция – это абсолютная необходимость.
- Недавно остро стоял вопрос по поводу охраны музеев, так как МВД сняло полицейские посты с большинства охраняемых объектов, в том числе музеев. Как этот вопрос будет решаться в новых зданиях ГМИИ?
— Вопрос будет решаться так, как он решается во всем мире, не нужно изобретать велосипед, нужно строго следовать музейной традиции. В новом здании будет установлена самая новая система охраны, новые способы усиления этой охраны, централизованный пульт. Эта технология уже отработана, просто ей надо следовать.
— Дело в том, что мы очень много работ отдаем в итальянские музеи, да и не только в Италию, а повсюду. Это происходит каждый раз, много раз в год. Мне кажется, интересно было бы обсудить с Галереями Уффици наши общие предложения по совместным кураторским проектам. Это очень интересный путь, у нас уже есть идеи, надеюсь, что и у Уффици тоже. Наши общие возможности огромны. Я имею в виду прежде всего даже не столько коллекции, сколько интеллектуальный состав музеев, поскольку мы можем быть проводниками для самого разного искусства, которое находится на нашей территории. Главное – создать проект и сделать его вместе.
- А как обстоят дела с вашими выставками в других странах?
— В этом году, безусловно, событие года не только для нас, но и для всего мира – выставка Щукина в фонде Louis Vuitton. Также в 2018 году у нас запланированы две масштабные выставки в Японии, а в начале 2019 года мы открываем нашей выставкой 200-летие музея Прадо. Это самые значимые проекты.
- Вы устроите выставку произведений Гойи из коллекции музея Прадо, а потом выставку произведений ГМИИ в Прадо. Уже известно, какие работы будут представлены на этих двух выставках?
— Вещи, которые мы везем в Прадо, очень хорошо знакомы всем. Это было именно желание Прадо, чтобы мы открывали эту выставку, и мы, нежно любя этот музей, с которым у нас свои пути сотрудничества, с готовностью на это согласились и сейчас завершаем списки произведений, которые там представим. Более того, мы планируем в марте 2018 года открыть выставку Гойи из Прадо. Списки уже уточняются, это большая выставка на всю главную ось музея.
- А какие выставки вы устроите в Японии?
— Япония – это наш традиционный партнер. Раз в пять лет мы совершаем гастроли, нас там очень любят, нас там знают, и эти отношения отнюдь не односторонние. В Москве, не могу сказать, что в России, отклик зрителей на японское искусство совершенно исключителен, и наши японские коллеги высоко это ценят. Например, наша выставка раку, которая была в прошлом году, собрала 120 тысяч посетителей, что немыслимо для такого рода искусства, которое требует серьезной подготовки, определенного состояния души и совсем не поверхностных знаний. Она сопровождалась большим количеством лекций, образовательных программ, на которые хотело прийти гораздо больше людей, чем мы могли принять. Я надеюсь, что в 2018 году у нас будет очередная выставка из Японии, которую мы сейчас пытаемся создать вместе. Она будет абсолютным хитом 2018 года. Вообще, 2018 год у нас очень сильный, разнообразный, мы ждем Гойю, делаем совместно с Эрмитажем большую выставку Йорданса, а потом еще и выставку японского искусства. Мы, как мировой музей, даем возможность нашему зрителю увидеть разные образцы совершенного искусства.
- На этот год у музея достаточно насыщенная программа по выставкам. И тем не менее хотелось бы узнать, что ждет посетителей в следующем году?
— Будущий год начнется совершенно другого типа выставкой, которая произойдет на главной выставочной оси. Это будет выставка, которая посвящена очень важному периоду в европейской истории ХХ века и которая, мне кажется, чрезвычайно актуальна сейчас. Она посвящена временному промежутку между 1945 и 1968 годом, когда европейское интеллектуальное общество, художественный мир Европы пытался отрефлексировать и выразить в искусстве все то, что произошло до этого, найти новые пути. Это очень сложный проект, который мы делаем уже три года вместе с нашими партнерами, я имею в виду музей Бозар. Там эта выставка уже открылась, в октябре она открывается в Касселе, и второго марта она открывается у нас. Это очень серьезный проект, эмоционально сильный, где мы показываем огромное количество вещей из разных музеев. При этом русское искусство органично включено в ткань этих размышлений. Можно будет увидеть много работ волнующих, поражающих и уязвляющих человеческую душу. Это тяжелое, но очень важное испытание.
Также очень важный проект пройдет в конце этого года, он посвящен Андре Мальро. Это кураторский проект, который откроет Ирина Александровна Антонова вместе с сотрудниками музея. Мы в течение долгого времени пытались из огромного количества знаменитых европейских музеев — Прадо, Лувр, Центр Помпиду, Клюни, Бранли — отобрать вещи для этой выставки, чтобы сложить тот образ воображаемого музея, который вслед за Цветаевым создал Андре Мальро. Он был человеком ХХ века в полном смысле этого слова и вместе с ХХ веком испытал все, что произошло в это время. И вокруг этой выставки мы создадим дискуссии, круглые столы, куда пригласим очень серьезных европейских мыслителей, философов, поэтов, писателей, которые смогут рассуждать вместе с нами о судьбах Европы, о значении происходящего в мире.
- Недавно ГМИИ представил проект виртуального музея. Вы будете развиваться как-то в этом направлении?