21 ноября исполнится ровно год со дня отключения энергосистемы Крыма от поставок со стороны Украины. С тех пор были введены в эксплуатацию четыре нитки энергомоста, начато строительство тепловых электростанций. Первая очередь строительства — два энергоблока мощностью по 235 МВт каждый — начнет работу на Севастопольской ТЭС и Симферопольской ТЭС к 1 декабря 2017 года.
Такой же объем будет введен в марте 2018 года. Кроме того, для обеспечения электростанций и населения газом строится газопровод Кубань — Крым.
В преддверии зимы министр топлива и энергетики Республики Крым Светлана Бородулина в эксклюзивном интервью для радио "Спутник в Крыму" рассказала о сложном годе борьбы с энергодефицитом, газификации полуострова и подготовке к очередному отопительному сезону.
Задача — сократить сроки газификации до трех лет
— Вся Россия следила за борьбой с дефицитом электроэнергии в Крыму в период блэкаута. Однако положение многих крымчан ухудшалось еще и тем, что у них в домах отсутствовал газ. После воссоединения с Россией власти столкнулись с тем, что 27% населенных пунктов на полуострове вообще не газифицированы. В 2016 году приняли программу, согласно которой до 2020 года газифицированы будут все города и села. Подразумевается, что будут привлекаться также внебюджетные средства в рамках концессионных соглашений. Расскажите подробнее.
Понимая, что бюджетное финансирование в таком объеме невозможно на сегодняшний день, мы решили привлечь частные инвестиции, оставить имущество за Республикой Крым в рамках концессионных соглашений и контролировать тарифы.
Все прекрасно знают, что сейчас появляется определенный ряд инвесторов не на газовые сети, а на строительство или реконструкцию объектов сельского хозяйства, промышленности. Уже эти объекты требуют газоснабжения. И заявители готовы строить газовую систему для реализации собственных бизнес-проектов.
— Какова выгода инвесторов?
— Они получают, прежде всего, возврат инвестиций и прибыль. Учитывая, что в Крыму действует Свободная экономическая зона, те экономические обоснования, которые мы сейчас просчитываем, для инвестора будут выгодны.
— И тарифная политика меняться не будет?
— Используют ли этот концессионный опыт в других регионах? Есть ли примеры, на которые можно опираться?
— Применение концессионных соглашений в отрасли газоснабжения стало возможным только в начале июля этого года, когда были приняты корректировки в законодательстве. И можно сказать, что Крым выступил пионером. Мы первые заявили об этом, проанализировали ситуацию, поняли, что для нас это оптимальный вариант. Сергей Валерьевич Аксенов (глава Республики Крым — ред.) написал обращение с этой инициативой в правительство России. На тех совещаниях, которые мы проводили с Минэкономики и Минэнерго РФ, нас слушали с интересом, как людей, которые выступают за здравую позицию развития, а не с очередной просьбой дать денег.
— Есть ли уже заинтересованность со стороны инвесторов?
— Есть те, кто на сегодняшний день прорабатывает этот вариант. Более того, созданы рабочие группы при министерстве и при главах администраций. Потребуется большая работа именно поселковых советов с населением, чтобы благое дело не превратилось в клондайк для небольших фирм и частных лиц, которые будут предлагать услуги по проектированию внутри домов.
— Концессионеры будут участвовать в газификации во всех регионах республики?
— Они возьмут несколько районов. Меня часто спрашивают: "Наверное, все захотят ЮБК?" Но на южном побережье будет самый непростой проект из-за территориальных особенностей. Мы рассчитаем, чтобы условия были одинаково выгодны для всех, и постараемся, чтобы инвесторам были предложены равно выгодные объемы работ.
Мало кто переживал то, что пережили энергетики в Крыму
— Крым пережил блэкаут. В этой связи не раз говорили о состоянии энергосетей, о перспективах развития энергосистемы. А в каком состоянии она находится сейчас? Чему нас научила энергетическая блокада?
— Мы присоединены к энерговетке России, четыре нитки энергомоста нам дают уверенность в завтрашнем дне. Я думаю, что каких-либо опасений по поводу повторения таких ситуаций у населения быть не должно. В части модернизации комплекса произошли колоссальные перемены.
Энергосистема Крыма получала энергетику с севера на юг. Теперь подача идет с востока на запад. Те сети, которые сейчас имеют максимальную нагрузку при подключении энергомоста, до этого исторически принимали десятую часть этого объема. Были построены новые сетевые объекты, проложены четыре кабельно-воздушные электролинии напряжением 220 киловольт — от подстанции "Тамань" до подстанции "Камыш-Бурун" и "Кафа". Построена подстанция "Кафа", модернизированы подстанции "Камыш-Бурун", "Феодосийская", "Симферопольская". Выполняются различные мероприятия по модернизации распределительных сетей.
Впереди у нас осенне-зимний период, и подготовка к нему сейчас очень важна. К зиме мы начали готовиться уже в конце июня.
Я думаю, все у нас будет хорошо, будет спокойный Новый год. В этом году и последующих мы будем вспоминать начало блэкаута с позиции Дня энергонезависимости Крыма. Мало кто из специалистов отрасли в стране переживал то, что пережили сотрудники "Крымэнерго" и другие предприятия, работающие в этой сфере. Это прекрасный опыт. Но наша задача состоит в том, чтобы он никогда не повторился. Для этого приложим максимум усилий.
— В Крыму после блэкаута находится больше количество дизельных генераторов различной мощности. Они пока остаются на полуострове? Где и как они хранятся?
— Часть генераторов находится на балансе у "Крымэнерго" на случай нештатных ситуаций. Основная масса закреплена за "Крымскими генерирующими системами". Часть передана в ресурсоснабжающие организации, часть — муниципальным образованиям. Ситуация непростая, но мы её контролируем.
Дизельные генераторы — это все равно надежда и опора. Я настаиваю, чтобы к осенне-зимнему периоду они были в готовности. Проверка их состояния вызвала ряд вопросов. Мы сделали доклад главе республики о состоянии дел, будут выводы. Провести работы по ремонту генераторов до начала осенне-зимнего периода мы успеем. Они будут находиться на объектах жизнеобеспечения, в школах. От генераторов не отказываемся. Мы с вами понимаем, что энергомост — это все же межсистемная связь, мы зависим от ситуации в Краснодарском крае. Пока не будут введены в эксплуатацию две базовые станции под Севастополем и под Симферополем, этот вопрос нужно все время держать под контролем.
— Крымчане готовятся к отопительному сезону. Каковы в этом году цены на уголь и его качество?
— Осенне-зимний период 2015-2016 годов показал, что некачественное топливо сказалось на непосредственном росте энергопотребления, которое в период блэкаута мы себе позволить не могли. При падении температуры до —10С градусов энергопотребление вырастало до 150-200 МВт. Все жители Крыма, прошедшие блэкаут, прекрасно знают, какая это большая цифра для региона.
— А как распознать хорошего поставщика?
— Есть несколько критериев: поставщик давно работает на рынке, не имел нареканий по качеству, уголь хорошо топился, были определены оптимальные цены и условия договора. Я настаиваю, чтобы в договоре были прописаны штрафные санкции. Если уголь окажется некачественным, фирма не должна оказаться однодневкой, с которой потом и спроса не будет.
Закупки уже практически завершены, средства были выделены, цена определена комитетом по ценам и тарифам. Дальше с нашей стороны — только контроль. Мы заставим расторгнуть все договоры по покупке некачественного угля.
— Крым всегда гордился развитием альтернативной энергетики: солнечной и ветряной. Планируется ли увеличивать генерацию, основанную на природных силах?