Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Новости из Киргизии пошли косяком.
Не успел президент отправиться на лечение, как в Бишкеке обезвредили две бомбы, непонятно кем заложенные. Госкомитет нацбезопасности призывает граждан к бдительности.
На следующий день после резкого ухудшения состояние здоровье президента Киргизии улучшилось настолько, что он оперативно ознакомился с предложенными поправками в Конституцию Киргизии, одобрил их и предложил вынести на всенародный референдум.
В жизни и в политике случаются самые неожиданные совпадения. Но иногда их бывает слишком много и они слишком противоречат логике развития событий, чтобы не вызвать беспокойство.
Безусловно, ухудшение состояния здоровья Алмазбека Атамбаева случайно могло совпасть с попыткой организации терактов в столице Киргизии. Но вот место и время его заявления по конституционным проблемам вступают в противоречие со здравым смыслом.
Логично было бы ожидать его заявления либо до отлёта из Бишкека, либо после возвращения. В принципе, заявления по проблемам внутренней политики, тем более по принципиальным конституционным вопросам принято делать дома.
Более того, в данном случае возникает юридическая конституционная коллизия. Принятая в 2010 году, также на референдуме, Конституция Киргизии не допускает внесение в неё изменений до 2020 года. И это положение закреплено в тексте самой Конституции.
Безусловно, орган, принявший документ, имеет право его изменить или вовсе отменить. Так что в данном случае референдум может изменить решения предыдущего референдума.
Тем не менее заявление о согласии на изменение Конституции, которая прямо запрещает такое изменение, срочно сделанное из заграницы, в условиях, когда состояние здоровья потребовало экстренного обследования, причём за рубежом, не может не вызвать подозрения в вынужденном характере такого решения.
Итак, что мы видим?
Во-первых, глава государства как минимум на две недели оказывается не в состоянии полноценно исполнять свои обязанности и покидает территорию страны.
Во-вторых, возникает угроза дестабилизации положения в столице (предотвращённые теракты).
В-третьих, президент срочно поддерживает поправки в Конституцию, резко повышающие политический вес премьера, опирающегося на парламентское большинство.
В целом это напоминает создание нового центра силы, способного сохранить стабильность в критической ситуации, когда способность главы государства оперативно и адекватно реагировать на потенциально быстро меняющуюся ситуацию в стране оказывается под вопросом. Как по состоянию здоровья, так и по причине его отсутствия на территории Киргизии.
По факту своим заявлением Атамбаев обеспечивает преемственность власти на случай непредвиденных обстоятельств. В преддверии референдума, даже не успевший получить новые полномочия премьер будет рассматриваться как ключевая фигура во властной иерархии.
Совсем недавно из Киргизии была выведена база ВВС США. Практически одновременное вступление Бишкека в Евроазиатский экономический союз усилило влияние в стране не только Казахстана, но и России.
Необходимо помнить, что организация власти в Киргизии является наиболее демократичной из всех среднеазиатских государств.
Впрочем, это не только не уберегло Киргизию от двух подряд цветных переворотов и периодических попыток организовать третий, но, наряду с другими особенностями, стимулировало их.
В частности, в Киргизии высокий уровень образованности молодёжи и столь же высокий уровень безработицы. Эта ситуация в значительно меньшей мере, чем в других среднеазиатских государствах, микшируется выездом на заработки за рубеж, а также патерналистской деятельностью правительства. Киргизия, в отличие от поставляющих на мировой рынок углеводороды Таджикистана, Узбекистана и Казахстана, просто не располагает для этого достаточными бюджетными возможностями.
В то же время относительно более высокая демократичность политической жизни стимулирует общественную активность, одновременно снижая возможности властей к административному и силовому подавлению оппозиции.
Таким образом, проблема стабильности и преемственности власти стоит для Киргизии даже острее, чем для её соседей, хотя бы потому, что узбекский или туркменский вариант преемственности для Бишкека затруднён.
Поскольку же цена киргизской стабильности крайне высока не только для самого Бишкека, но и для всего среднеазиатского региона, который, в свою очередь, играет ключевую роль в обеспечении стабильности и торгово-экономической связности всего евроазиатского континента, обеспечение устойчивости и легитимности центральной власти является приоритетом не только для Киргизии, но и для её соседей и партнёров.
Таким образом, цепь случайных совпадений, на одном конце которой находится внезапная болезнь президента, а на другом — конституционные изменения выглядит более чем закономерной. Ослабление центральной власти в Бишкеке недопустимо ни при каких условиях.