Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Центральное командование ВС США сообщило: "Силы коалиции считали, что они наносят удар по боевым позициям ДАИШ, которые они отслеживали на протяжении значительного времени перед ударом".
Операцию коалиции оценили Минобороны России, МИД РФ и МИД Ирана. Китай призвал США реализовать соглашение о прекращении огня. Выразил озабоченность президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Представители сирийской оппозиции отметили, что удары США могут быть использованы боевиками ИГ для укрепления своих позиций.
И все же, что это было — поддержкой боевиков или ошибкой пилотирования?
Боевые вылеты
Военные летчики получают задание за несколько часов до вылета, после чего изучают обстановку по карте, определяют состав и порядок применения авиационных средств поражения, математически рассчитывают каждый этап — с учетом скорости и высоты, возможностей противодействия противника, времени суток, погодных условий, вероятных вариантов развития событий.
Подготовка и разработка замысла — прежде всего расчеты, анализ всех компонентов. Непосредственное выполнение задачи начинается, как правило, по разработанному и утвержденному вышестоящим командованием плану.
С использованием данных космической и воздушной разведки четыре пилотируемых самолета коалиции (два истребителя F-16 и два штурмовика А-10) и ударный беспилотный летательный аппарат ВВС США скрытно вошли в воздушное пространство Сирии со стороны иракской границы (очевидно, российские комплексы ПВО С-400 на авиабазе Хмеймим в большей степени контролируют средиземноморское направление и турецкую границу). И образцово отбомбились по позициям войск Башара Асада. На цели выходили неоднократно (со стороны боевиков ИГ), применяя все виды вооружения. Вывели из строя батальон правительственных войск САР и обеспечили контратаку террористов.
Представитель вашингтонского Атлантического совета Фейсал Итани размышляет: "Странно, что США нанесли удары по ИГ вблизи от позиций правительственных сил. Можно говорить о том, что это была огневая поддержка с воздуха".
Откуда, а главное — для чего "незапланированно" взлетели истребители и штурмовики альянса? Женевские договоренности России и США содержат конкретный план мирного урегулирования: если перемирие сохраняется в течение недели после 12 сентября, то Москва и Вашингтон создают координационный центр для нанесения совместных авиаударов по террористам.
То есть семь суток перемирия — ключ к дальнейшему развитию ситуации в Сирии. Полагаю, это знали все стороны конфликта, включая Австралию и Данию, которые признали участие в ошибочных авиаударах по сирийской армии — 17 сентября, через пять дней после объявления перемирия, без согласования с представителями САР или России. В этой совершенно прозрачной ситуации трудно поверить в случайности и ошибки.
В фокусе противоречий
Без просьбы сирийского руководства авиации альянса ошибочно было даже нарушать сирийскую границу, не говоря уже о бомбардировках правительственных войск САР в условиях объявленного перемирия. Разве США не контролируют своих союзников по коалиции?
Австралийские и датские военные летчики пересекли границу суверенного государства и атаковали войска этого государства не потому, что авиабаза НАТО в Багдаде стала зоной анархии, где каждая страна-союзник действует по своему усмотрению.
Вероятно, операцию у города Дейр-эз-Зор планировали под руководством американского командования, с расчетом на немедленный и жесткий военный ответ России, срыв дипломатического урегулирования и дальнейшую эскалацию вооруженного конфликта в Сирии.
В случае подобного развития событий миру предложили бы удобную иллюзию: летчики альянса США "просто ошиблись", а Россия злонамеренно усилила авиаудары по "умеренной оппозиции" и сорвала миротворческие усилия США. Занавес. И новый акт ближневосточного "Марлезонского балета".
Что дальше? Стабильность в Сирии означает для многих политиков в Вашингтоне стратегическое поражение США. Даже если Россия поэтапно и дипломатично принудит американцев и их союзников к миру в Сирии, наши партнеры наверняка оставят лазейки для взаимодействия с террористическими группировками — ради свержения Баша Асада.
Иранское издание Javan отмечает: "Турция, безусловно, так же как и Запад, не желает видеть во главе Сирии Башара Асада и его правительство, однако планы по "федерализации" Сирии (то есть дезинтеграции), которые активно отстаивает Запад, она рассматривает для себя как крайне нежелательные… Потому как реализация подобных планов может в будущем… поглотить и часть самой Турции".
В XXI веке Сирия стала фокусом мировых противоречий, своего рода шахматной доской, на которой разные игроки меряются стратегиями и качеством подготовки. Сирия превратилась в ось геополитики, вокруг которой вращаются коалиции и новые подходы к международным проблемам. Здесь разные государства, включая Австралию, корректируют свой внешнеполитический курс и сложившийся миропорядок.
И Россия делает все возможное, чтобы перевести это геополитическое противостояние в цивилизованное русло.