МОСКВА, 15 сен — РИА Новости/Прайм. Предложение Минфина РФ разделить полисы ОСАГО на три вида в зависимости от лимита потенциальных выплат вызвало преимущественно отрицательные отзывы представителей российского страхового рынка. Своими мнениями в комментариях РИА Новости поделились эксперты ведущих страховых компаний.
За такие расширения полиса потребуется доплатить — варианты доплаты, по мнению Минфина, должен установить Центробанк.
Аргументы против
Страховщики считают, что рынок пока что не готов к подобным нововведениям, которые еще больше расшатают и так довольно неустойчивую систему ОСАГО.
"Мне разделение ответственности на разные лимиты непонятно. Легче разобрать на примере. У меня дорогая машина, я выбрал лимит 2 миллиона рублей. Произошло ДТП, я пострадавший, у виновника лимит 400 тысяч рублей. И что? Мне заплатят не более 400 тысяч. А за что я платил повышенный тариф?", — рассуждает директор дирекции розничного бизнеса СПАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев.
По словам Княгиничева, есть и другие аргументы против. "ОСАГО — это социально направленный вид страхования, в текущей экономической ситуации, я полагаю, повышать цену, даже под благим предлогом повышения лимитов, не стоит. Кроме того, повышенный лимит — это повышенный риск мошенничества, а я уверен, что расчетный тариф этого учитывать не будет", — продолжил эксперт.
По словам Белого, единственные, кто извлечет выгоду из нововведения – страховые мошенники и "автоюристы". "И никакое повышение тарифов не сможет скомпенсировать катастрофические выплаты по тотальным убыткам, которые, несомненно, наступят по полисам "стандарт" и "премиум", — заявил он.
"Нет смысла вводить категорийность ОСАГО с учетом того, что можно сделать любые лимиты в рамках ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности — ред.) по более взвешенным и достойным ценам, которые бы реально отражали стоимость риска, чем любые тарифы, просчитанные сверху — что ЦБ, что Минфином", — высказался еще один участник страхового рынка РФ.
Однако, по его мнению, для этого необходимо решить проблему "автоюристов" через введение натурального ремонта. "Таким образом, мы убьем сразу четырех зайцев: решим проблему доступности полисов ОСАГО, уберем "автоюристов", снизим убыточность и продолжим развивать коммерческий рынок в виде ДСАГО", — пояснил собеседник агентства.
Корректировка коэффициента
"Что касается коэффициента за нарушения ПДД, то инициатива тоже преждевременна. Сначала нужно обеспечить доступ страховщиков к базе ГИБДД, что на сегодня отсутствует. Нужно действовать последовательно и осторожно. "Половецкие наскоки" приведут только к ухудшению ситуации", — прокомментировал Княгиничев.
По мнению Белого, привязка стоимости ОСАГО к тому, как водители соблюдают ПДД, абсолютно оправдана. "Введение этого коэффициента позволит не только несколько сгладить убыточность, что важно для страховщиков, но и позитивно повлияет на уровень аварийности, а это важно для всех", — пояснил он.
Вопрос корректировки коэффициентов, связанных с возрастом и стажем вождения, можно отнести к числу актуальных на сегодняшний день, добавила руководитель управления по связям с общественностью СОГАЗа Екатерина Двойникова. "Действующая вилка этих коэффициентов не позволяет в полной мере применить индивидуальный подход к расчету тарифа для всех автомобилистов", — уточнила она.
Прочие предложения Минфина
В поправках, подготовленных Минфином, также предусмотрены надбавки за сообщение страховщику заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за "умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков".
Часть поправок посвящена замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком — из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. Страховщик при этом несет ответственность за ремонт, в акте приема-передачи устанавливается гарантийный срок "не менее двух месяцев" на работы. При этом доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придется.
Нужна доработка
По мнению страховщиков, в отношении предложений Минфина потребуется тщательный анализ и актуарные расчеты, которые, по информации Российского союза автостраховщиков (РСА), на сегодняшний день не проводились, а по некоторым из них даже нет статистики.
"Безусловно, в отношении каждого предложения потребуется тщательный анализ и актуарные расчеты", — подчеркнула Двойникова. А в РСА добавили, что сначала нужно дождаться согласованной позиции ЦБ и Минфина.
Двойникова также рассказала, что разделение полисов ОСАГО на разные категории, введение дополнительных коэффициентов и прочие предложения Минфина направлены на то, чтобы сделать ценообразование в ОСАГО более гибким, а также обеспечить индивидуальный подход к установлению тарифов для каждого конкретного водителя в зависимости от его страховой истории.
"С одной стороны, их реализация должна способствовать снижению общей убыточности ОСАГО. С другой стороны, они не должны привести к избыточной нагрузке для аккуратных и законопослушных автовладельцев, которых в нашей стране большинство", — заключила эксперт.