МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. "Новая газета" в среду опубликовала текст возможной реакции России на расследование журналистской организации Bellingcat по крушению малайзийского Boeing на Украине летом 2014 года.
В тексте подтверждаются тезисы российской стороны, использовавшиеся концерном "Алмаз-Антей" во время пресс-конференции в октябре 2015 года.
Ракета, но не "новая русская"
Во-первых, авторы документа опровергают муссируемый тезис о том, что лайнер был сбит "не просто ракетой "Бук", а именно "новой русской ракетой" типа 9М317, используемой в модификации "Бук М1-2", которой нет на Украине".
"Если виновен "Бук", то уж точно не "новая русская ракета" 9М317. Самая главная отличительная особенность повреждений фрагментов конструкции МН17 – это пробоины от поражающих элементов, имеющие размер 13 или 14 миллиметров", — отмечается в документе.
Место пуска
Во-вторых, в тексте опровергается "безапелляционное" заявление Bellingcat о том, что "место пуска по версии "Алмаз-Антея" (близ села Зарощенское) было под контролем сепаратистов".
"Утверждение, конечно, спорное, но какое отношение оно имеет к техническим аспектам расследования концерна? На мой взгляд, при обсуждении расследования "Алмаз-Антея" гораздо более важно не то, кто контролировал Зарощенское, а то, что в ходе своих презентаций эксперты неоднократно заявляли: во главу угла расследования концерна был положен принцип последовательности выводов", — отмечается в тексте.
Сначала по результатам анализа повреждений на фрагментах конструкции МН17 была определена область подрыва боевой части, а затем определен ее тип, говорится в тексте. "И только после этого, используя особенности предполагаемого типа ракеты, были определены условия ее встречи с самолетом", — подчеркивается в тексте.
Согласно документу, представитель "Алмаз-Антея" вновь опроверг вероятность возможного запуска ракеты из района города Снежное, повторяя результаты эксперимента, проведенного концерном с Ил-86. Как говорится в документе, "в результате эксперимента эта версия была опровергнута, поскольку характер повреждений на самолете-мишени абсолютно не соответствует тому, что объективно можно наблюдать на фюзеляже "Боинга" в реальности".
"В чем заключаются несоответствия поражения самолета-мишени Ил-86 и малазийского Boeing-777? Да практически во всем: в несоответствии количества, и формы пробоин, размеров и плотности осколочного поля накрытия, размеров зоны и характера разрушения и повреждения, образующихся от действия факторов взрыва боевой части 9Н314М, аналогичным характеристикам на фрагментах Boeing 777; в несоответствии массогабаритных характеристик поражающих элементов боевой части 9Н314М, характеристикам осколков, указанным в материалах отчета DSB; в несоответствии характера разрушения конструктивных элементов ракеты, полученных в результате эксперимента, характеру повреждений фрагментов ракеты, имеющихся в материалах отчета DSB", — говорится в тексте.
С ракет снят гриф "секретно"
Более того, в ходе изысканий "Алмаз-Антея" "выяснилось, что голландские технические специалисты зачастую использовали ошибочные или недостоверные данные о ракетах "Бук", полученные из различных, в том числе и открытых источников".
В связи с этим Россия пошла на беспрецедентный шаг – сняла грифы секретности и передала реальные технические характеристики ракет "Бук" следственной комиссии в Голландии, отмечается в тексте. "Вся информация по ракетам 9М38 и 9М38М1, которую запросили голландские специалисты, была передана экспертам комиссии", — говорится в документе.
Подтасовки в технических данных
В-третьих, авторы текста отвергают "самый весомый аргумент против "версии Москвы", выдвигаемый Bellingcat, — "мнение технических экспертов".
"К тому, как проводилось техническое расследование у специалистов концерна, есть определенные претензии. Как было ранее отмечено, по просьбе экспертов голландской комиссии "Алмаз-Антей" предоставлял необходимые технические данные по ЗРК "Бук". Однако некоторые технические характеристики, переданные экспертам комиссии и принципиально не вписывающиеся в "основную версию", или игнорировались, или искажались", — утверждается в тексте.
Так, в частности, "без особых объяснений" были отвергнуты характеристики параметров поля поражения боевой части 9Н314М и заменены данными, полученными из других источников.
"Но самое поразительное происходило с найденными осколками и фрагментами ракеты. Менялось не только количество осколков, но и их характеристики. Например, первый осколок, заявленный как похожий на "двутавр"21, в феврале 2015 года весил 5,5 граммов, а в материалах отчета (октябрь 2015 года) его масса увеличилась до 6,1 грамма", — говорится в документе.
Однако о каких-либо найденных фрагментах ракеты российским специалистам до августа 2015 года вообще не было ничего известно, отмечается в тексте.
"В проекте финального отчета (Draft Final Report), официально переданного Российской Федерации, нет даже упоминания об этих фрагментах. И появились они только после завершения работы комиссии – после согласования замечаний к проекту отчета, и то только в виде фотографий. Так что специалистам концерна не удалось даже осмотреть эти фрагменты, не говоря о проведении исследований или экспертиз", — говорится в документе.
При критике же представленных "Алмаз-Антеем" схем возможных траекторий пролета ракеты "Бук", судя по тексту, Bellingcat подтасовывает факты и использует другие грязные приемы, чтобы добиться видимости "явной вины России".
"Ну что же, видимо, это и есть один из примеров недобросовестного использования "новых информационных технологий", — отмечается в тексте.
Спустя два года после катастрофы борта MH17 журналистская организация Bellingcat опубликовала свой доклад об обстоятельствах той трагедии, основанный на открытых источниках и заявлениях официальных лиц. Авторы публикации обвиняют в катастрофе власти России, Минобороны РФ и МИД РФ – во "лжи и фабрикации данных" и попытке переложить вину на другую сторону.