Рейтинг@Mail.ru
В Москве открывается выставка картин Рафаэля - РИА Новости, 13.09.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

В Москве открывается выставка картин Рафаэля

© РИА Новости / Владимир Песня | Перейти в медиабанкПосетительница у картины "Немая" (La Muta) на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве
Посетительница у картины Немая (La Muta) на открытии выставки Рафаэль. Поэзия образа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве
Читать ria.ru в
Дзен
Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые хранятся в различных галереях и музеях Италии.

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Валерия Высокосова. Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая откроется во вторник и продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Рафаэль Санти. Автопортрет, 1506, Галерея Уффици, Флоренция
Посольство Италии в Москве провело предпоказ картины "Автопортрет" Рафаэля
Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

© РИА Новости / Владимир Песня | Перейти в медиабанкПосетители у картины "Святая Цецилия" на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина
Посетители у картины Святая Цецилия на открытии выставки Рафаэль. Поэзия образа в ГМИИ им. Пушкина

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.

Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Архивное фото
Произведения Рафаэля на выставке в ГМИИ оценивают в 500 миллионов евро
Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

© РИА Новости / Владимир Песня | Перейти в медиабанкПосетительница у автопортрета художника Рафаэля Санти на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина
Посетительница у автопортрета художника Рафаэля Санти на открытии выставки Рафаэль. Поэзия образа в ГМИИ им. Пушкина

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Скульптуры при входе в здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архивное фото
В ГМИИ им. Пушкина появится новая система охраны экспонатов
Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.ПушкинаРафаэль Санти. Мадонна Грандука, 1505, Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль Санти. Мадонна Грандука, 1505, Палаццо Питти, Флоренция

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.

По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль выразил суть эпохи Высокого Возрождения, ее стремления к идеалу, объединяющему земное и высшее. Именно поэтому герои его произведений при всей своей человечности не теряют божественного света.

Познать Рафаэля

ГМИИ им. Пушкина. Архивное фото
Музей Пушкина в один день представляет две новые экспозиции
Выставка "Рафаэль. Поэзия образа" будет сопровождаться обширной образовательной программой. Гости Пушкинского музея смогут продолжить знакомство с творчеством художника в ходе лекций, музыкальных и поэтических вечеров.

Московская экспозиция станет первой в череде событий, приуроченных к годовщине смерти Рафаэля. В 2020 году исполнится 500 лет со дня его кончины.

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.ПушкинаРафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1505-1506, Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1505-1506, Палаццо Питти, Флоренция

Пушкинский музей установил посещение выставки по сеансам продолжительностью 45 минут, по истечению которых зрители должны будут покинуть зал, а также квоту на количество билетов. Таким образом, в помещении будет поддерживаться температурно-влажностный режим, необходимый для правильного хранения шедевров.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала