МФТИ в рамках форума представил разработки полупогружных атомного ракетоносца ледового класса, ракетно-ледокольного крейсера, десантного корабля, ледокольного танкера и ледокольного судна, способного образовывать проходы во льдах шириной более 120 метров. Корпуса этих кораблей и судов, оснащенные балластными цистернами, в движении находятся под водой, над которой возвышается только находящаяся в корме надстройка, сделанная по технологии "стелс".
![Минобороны впервые опубликовало видео боевых возможностей Арматы Минобороны впервые опубликовало видео боевых возможностей Арматы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147661/90/1476619010_0:0:960:540_600x0_80_0_0_74f8173ae0c2c5da888da45222913b72.gif)
"Полупогружные ледокольные ракетоносцы, десантные корабли и суда специального назначения в будущем могут обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути", — сказал Щербаков.
По его словам, к разработкам МФТИ на выставке проявили интерес представители российской судостроительной промышленности.
"Экспериментальные сравнительные исследования на маломасштабных — один к ста — моделях показали шести-семикратное снижение усилия, необходимого для разрушения льда по сравнению с классической ледокольной схемой. Предлагаемая схема имеет преимущества и на чистой воде — за счет снижения валового сопротивления: водную поверхность пересекает только тонкий узкий плавник", — пояснил автор идеи и ее разработчик.
"Идея полупогружного судна не нова — уникален запатентованный нами в 2014 году способ разрушения льда. Оно производится снизу вверх узким прочным тараном, расположенным сверху вдоль всего корпуса, что дает возможность получать величину вертикального разрушающего усилия на порядок превосходящее величину горизонтального — тяги винтов. Вертикальное разрушающее усилие создается всей положительной плавучестью корабля и гидродинамической подъемной силой подводных крыльев. Ранее существовала идея резать лед фрезой, что требовало больших затрат энергии", — сказал Щербаков.