БЕЛГРАД, 11 авг – РИА Новости. Граждане Хорватии выбирают новый состав однопалатного Сабора (парламента) республики, второй раз за десять месяцев, на большинство голосов избирателей и мест в будущем правительстве претендуют те же политические силы, что и в ноябре 2015 года, показали результаты социологических исследований.
Новые выборы были назначены после того как созданная выигравшим ноябрьские выборы Хорватским демократическим содружеством коалиция распалась, а новую оно сформировать не сумело- и парламент самораспустился.
Государственная избирательная комиссия Хорватии сообщила 8 сентября, что зарегистрированы 3,8 миллиона избирателей, из которых 11,3 тысячи будут голосовать за границей. К 12 избирательным округам приписаны 6,9 тысячи мест для голосования, которое начнется в 7.00 (8.00 мск) и завершится в 19.00 (20.00 мск). Первые предварительные результаты волеизъявления комиссия планирует сообщить в 22.00 (23.00 мск), а в 24.00 (01.00 мск) провести пресс-конференцию.
В июле комиссия сообщила о рекорде – по всем округам страны были зарегистрированы 177 партий и движений. Названия многих из них ни о чем не говорят избирателям, показали опросы. Но политические тяжеловесы не меняются годами.
Основных претендентов на места в Саборе три. Это сформировавшие собственные коалиции Социал-демократическая партия (СДП) во главе с экс-премьером Зораном Милановичем, правившее в прошлом созыве Хорватское демократическое содружество (ХДС), чьим новым лидером вместо бывшего вице-премьера Томислава Карамарко стал менее известный Андрей Пленкович, и независимое движение МОСТ, которое предводит провинциальный психиатр Божо Петров.
Всем им предстоит бороться за большинство мест в однопалатном парламенте, который по конституции может состоять из минимум 100 и максимум 160 депутатов.
Среди остальных участников гонки большое внимание СМИ привлекают одиозный градоначальник Загреба и кандидат 2009 года в президенты Хорватии Милан Бандич с названной в честь самого себя коалицией, а также политик Бранимир Главаш, которому верховный суд Хорватии отменил в конце июля приговор на восемь лет тюремного заключения по двум эпизодам, связанным с пытками и убийствами сербов в районе города Осиек во время вооруженного конфликта в 1991 году.
Отличительной особенностью избирательной кампании стало то, что симпатиями активной правоориентированной части избирателей пытались заручиться все основные участники гонки. Так, глава социал-демократов Миланович, последовательный оппонент правоцентристского ХДС, за месяц до волеизъявления "вспомнил", что его дедушка был усташем – хорватским нацистом времен Второй мировой войны, чем вызвал критику СМИ и общественности.
Руководство МОСТ уже перед прошлыми выборами левые круги республики упрекали в личной близости с католической церковью, которая в Хорватии традиционно поддерживает национальную идею. Наглядным примером стала фигура католического викария Хорватии Алоизие Степинаца (1898-1960), осужденного югославскими властями в 1946 году на 16 лет тюрьмы и поражение в гражданских правах за сотрудничество с усташским режимом Независимого государства Хорватия во Вторую мировую. В июле кардиналу, которого многие в стране почитают как святого, суд в Загребе отменил приговор.
Что касается ХДС, то радикально правые взгляды и заявления выдвинутых этой партией министров прошлого правительства стали поводом для постоянной критики правозащитников и антифашистов и одной из причин досрочной отставки кабинета. Характерно в этом отношении поведение занимающего поста главы хорватского МИД члена ХДС Миро Ковача, который стал одним из самых активных участников ожесточенной полемики и обмена нотами протеста с Белградом в последние месяцы. Причиной стал ряд шагов возглавляемых ХДС властей Хорватии, которые в Сербии назвали "реставрацией усташства".
В плане экономики все политические конкуренты предлагают хорватским избирателям снижение налогового бремени, создание новых рабочих мест и улучшение социальной поддержки особенно для "защитников" — ветеранов вооруженных конфликтов 90-х годов, которые социально и политически активны в республике. Во многом партийные платформы рассчитаны на привлечение голосов хорватов в Боснии и Герцеговине, всегда выражающих патриотические настроения.
Последние результаты опросов, проведенные с 1 по 3 сентября агентством CRO Demoscop, показывают, что абсолютной победы не одержит никто из фаворитов кампании.
Согласно данным исследования, "Народная коалиция" вокруг СДП получит 34,5% голосов избирателей, что показывает небольшой рост симпатий избирателей и улучшение прошлогоднего результата (33,5%). ХДС с примкнувшими к нему партиями могут рассчитывать на 27,2% поддержки электората (на прошлых выборах 32,3%). Что касается движения МОСТ, то результаты опроса сулят независимому политическому объединению 8,8% голосов хорватов (в ноябре они получили 13,2%).
Таким образом, у СДП шанс получить 62 места в парламенте — на шесть больше, чем по итогам ноябрьских выборов. ХДС, согласно данным расчетам, может занять 58 кресел (в ноябре получили 59). Третьим и, вероятно, неизбежным участником будущей правящей коалиции может стать МОСТ с 12 депутатскими мандатами (на ноябрьских выборах выиграл 19).
Лидер МОСТ уже озвучил свои условия для формирования парламентского большинства с одной из двух претендующих на создание нового правительства партий. Речь идет о принятии в 30-дневный срок после выборов ряда законодательных инициатив в парламенте, среди них законодательный запрет на выдвижение на выборах осужденных за уголовные преступления и злоупотребление служебным положением. МОСТ предлагает также законодательно изменить условия финансирования партий для большей прозрачности. Кроме того, Петров озвучил требования об изменении ряда законов в деловой сфере и местном самоуправлении и о сокращении налогов для малого бизнеса.
Опыт прошлых выборов показал, что устойчивость правящей коалиции одной из двух крупнейших партий и МОСТ во многом зависит от взаимоотношений лидеров. Проводимая ХДС политика и крайне правые взгляды его министров, а также организованная Карамарко отставка беспартийного премьера Тихомира Орешковича не нашла поддержки у Петрова, что привело к отставке самого Карамарко с поста вице-премьера и лидера партии и самороспуску парламента.