МОСКВА, 11 сен – РИА Новости, Лариса Жукова. РИА Новости продолжает цикл публикаций о людях, которые организовали производство в России. Сегодня наш герой – генеральный директор компании "Грей шоп" Сергей Макаров, который расскажет, как получать 4 миллиона рублей в месяц, занимаясь любимым делом, и почему для этого не нужно читать книги по бизнесу.
Игра для настоящих мужчин
Сергей Макаров увлекся игрой в страйкбол еще будучи студентом – учился на винодела. Первая же практика по специальности его разочаровала: заводы по производству алкоголя были обветшалыми, а работа не отличалась разнообразием и оригинальностью. Страйкбол же стал настоящей страстью: "Я ездил играть каждые выходные. Мог провести на играх и 24 часа. Это такой же адреналин как у охотника, который выслеживает зверя. Важен сам процесс: ощущаешь себя мужчиной с оружием".
Любовь к оружию у Сергея была с детства. По его мнению, этот интерес на бессознательном уровне есть у каждого мужчины, особенно русского:
"Мы же на протяжении всей своей истории защищали родину. Чтобы понять, почему взрослые мужчины до сих пор играют в "войнушку", надо понимать мужскую психологию. Как бы мужчина ни любил свою семью, ему всегда нужно время, чтобы побыть одному, отдохнуть. Кто-то напивается, кто-то идет налево. Страйкбол, на мой взгляд, лучшее решение".
Любовь к активной игре привела к тому, что Сергей начал организовывать состязания для друзей. Но найти то снаряжение, которое требовалось, часто было затруднительно: либо товары в Россию не ввозились, либо раскупались слишком быстро. Тогда Сергей решил ввозить приводы – имитационные автоматы – самостоятельно. Постепенно эта деятельность выросла в маленький страйкбольный магазин. В основном, импорт был из Китая и Тайваня: четыре года назад российские аналоги были гораздо дороже.
Время экспорта
В ноябре 2014 года рубль резко упал. Импорт перестал быть выгодным. Российские товары подешевели, не снизив при этом своего качества. В это время знакомые из Испании попросили Сергея прислать аксессуары для страйбольных приводов. Товарами из России они остались довольны и дали рекламу в Фейсбуке. Тут же подключились знакомые из Великобритании и США. Низкие декабрьские цены были восприняты как рождественская скидка, и спрос на российскую продукцию превзошел ожидания.
"Я продал часть импортного бизнеса соучредителю и полноценно сконцентрировался на экспорте. Стартовый капитал был 200 тысяч рублей, даже меньше. Эти деньги я потратил на закупку разгрузочных жилетов у московской компании "СоюзСпецОснащение". Все это разлетелось за 2 дня".
Основные конкуренты России на страйбольном рынке – это США и Китай. Но продукция США неоправданно дорога: от 100 тысяч рублей за экипировку. Китайские же товары дешевле, но и качество у них не сравнимо с российским. Сейчас время экспорта, считает Сергей. Он и его партнер Кирилл Сербин сотрудничают со всеми крупнейшими российскими производителями: "СоюзСпецОснащение" из Москвы, "Анатомия победы" из Санкт-Петербкрга, "Магеллан" из Уфы, "Барс" из Пятигорска.
У компании больше 1000 единиц товара. Адреналин страйкбола перешел в бизнес: почти половину ассортимента приходится именно "добывать". Например, чтобы вывести на гражданский рынок бронежилет "Анатомии победы", который изначально шили для ФСБ и испытывали в СОБРе, пришлось приложить немало сил. Тяжело было найти и сирийские комплекты – их выпускали один раз в 2011 году. Для многих аутентичное снаряжение – значительный смысл игры:
"Как бы мужчины ни смеялись над женщинами насчет их щепетильности в одежде, в страйкболе все гораздо сложнее. Например, я могу поехать в магазин за приводом, и в итоге, потратить несколько десятков тысяч рублей: к приводу – прицел, за прицелом – поменять нутрянку, ручку и так далее. Для многих смысл – выйти в полном обмундировании".
Интерес к российским товарам за рубежом только начал расти. Не последнюю роль сыграло и воссоединение с Крымом: многие европейцы, считает Сергей, ожидали увидеть "злых русских Иванов в пальто, портянках и шапках-ушанках", а увидели "вежливых людей", одетых "по последнему слову мировой оборонной промышленности". Немалое значение оказала открытость российского военного ведомства.
"Нашу "Альфу", например, хорошо знают за рубежом. Многие эксперты считают ее лучшим контртеррористическим отрядом в мире. Об этом знают и киношники — мы работаем с Голливудом, консультируем их, как показать аутентичный образ российского военного, и поставляем им форму. Спрос на нашу продукцию растет примерно на 100% в год".
Бизнес по-русски
Представление о том, что на западе легче заниматься бизнесом, — стереотип, уверен Сергей. По его мнению, в пользу своего дела в России есть несколько аргументов. Первый – в нашей стране одни из самых низких налогов на бизнес. Второй – менее жесткое, чем на западе, законодательство. Третий, но не менее важный, – коммуникация. За рубежом ко всем деловым вопросам относятся крайне официально:
"У нас много рабочих моментов. Например, поставщик что-то недоотправил. Или мы что-то забыли отправить клиенту. Это 1% от всех посылок, но периодически случается. За рубежом начнется скандал. В Paypal заморозят счет, начнутся разборки. В России в этом плане легко: звонишь, и отправляют недосдачу со следующей посылкой".
Есть страны "победившего капитализма", где, по мнению Сергея, "все завязано на деньгах", и это также усложняет процесс взаимодействия с клиентами и партнерами. Предприниматель приводит в качестве примера своего знакомого, который больше 10 лет живет в США: к нему на время учебы приехал брат, и тот заставил его купить отдельный холодильник. Аналогичные сложности возникают с покупателями с подобным мышлением. В России же свои особенности:
"Говорят, что малый бизнес душат. Но это те, кто работает "по-черному". Я считаю, что российские предприниматели душат бизнес сами: берут несколько кредитов, и на первый же покупают дорогую иномарку. У меня очень много знакомых, которые разорились таким образом. Также неоправданно раздувают штат сотрудников. Мне кажется, проблема не в стране, а в головах людей".
100% прибыли Сергей и его партнер направляют обратно в бизнес. По мнению бизнесмена, кризис может помочь российским предпринимателям изменить отношение к бизнесу, и дать возможность выйти на рынок новым компаниям. Первый рецепт успеха — это не стоять на месте:
"Мы стремимся внести инновации в нашу отрасль. У нас очень развито маркетинговое ядро: есть менеджер по маркетингу, свой видео-канал на Youtube, специалист по Фейсбуку и Инстаграму. Если я ничего нового за день не сделал, хоть копеечную кнопку на сайте, считаю, что день прожит зря".
Несмотря на то, что ежемесячную выручку в 4 миллиона рублей Сергей считает невысоким показателем, он уверен, что повторить его успех со стартовым капиталом в 200 тысяч рублей сейчас невозможно. Но есть второй рецепт успеха, и он гораздо проще:
"Я не прочитал ни одной книги по бизнесу. Если читать эти книги, своего дела у тебя никогда не будет. Чтобы начать свой бизнес, надо идти и делать бизнес".