МОСКВА, 10 сен — РИА Новости. Главы внешнеполитических ведомств России и США подвели итог полугодичной работы над планом сирийского урегулирования. Рекордные пятнадцать часов интенсивного диалога воплотились в контуры будущего соглашения, устойчивость которого зависит от действий режима и сирийской оппозиции.
Никаких уступок
Одним из главных пунктов выступления Джона Керри стал тезис о необходимости отмежевания оппозиции от террористов, и признание "Джебхат ан-Нусры" террористической организацией. Москва ранее неоднократно заявляла о необходимости такой констатации, тогда как Вашингтон согласился признать "Нусру" террористами только сейчас, подчеркнув при этом, что достижение компромисса не повлечет за собой смену баланса сил между двумя сторонами в игре с нулевой суммой.
По словам дипломата, если представители "законной и легитимной оппозиции" захотят сохранить свою легитимность, им потребуется "любыми возможными способами" отмежеваться от "Нусры" и "Исламского государства" (обе организации запрещены в РФ — ред.).
"Те, кто считает, что борьба с "Нусрой" — уступка России, глубоко заблуждаются. Это важная констатация. Потому что многие подозревали, что США на самом деле не очень горят желанием бороться с "Нусрой" а берегут ее на случай использовать так называемый План "Б" для свержения режима", — прокомментировал заявления Керри Сергей Лавров.
Без 100-процентных гарантий
Размежевание террористов и оппозиции закреплено в итоговом документе в качестве ключевого приоритета. Самым важным моментом здесь станет создание специального "центра по размежеванию" — российско-американского исполнительного центра, в котором военные и представители спецслужб двух стран будут заниматься вопросами разграничения на практике. Авиаудары по уже согласованным целям будут наноситься силами российских ВКС, американских ВВС, а также силами авиации правительственных войск Сирии.
Впрочем, для начала политического диалога между сторонами сирийского конфликта требуется как минимум семидневное прекращение огня на территории страны. Дальнейшая судьба "плана Керри и Лаврова" зависит от сирийского режима и сил оппозиции.
В том, что такой список, как и критерии разделения террористов и оппозиции, будет согласован, нет стопроцентной уверенности. Диалогу России и США и раньше мешало, как замечал Лавров, "глубокое отсутствие доверия" между странами, как по "сирийскому досье", так и по другим вопросам.
Собеседники американской газеты The Wall Street Journal отмечают, что Барак Обама дал Джону Керри "зеленый свет" на соглашение после долгих консультаций в Белом доме. Несмотря на разделяемый многими скепсис в отношении любых контактов с Москвой, в администрации президента в целом полагают, что "стоило попробовать".
Катастрофа или достижение?
Если Обама считает своей главной внешнеполитической ошибкой Ливию, то экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон главной ошибкой своего бывшего начальника считала сирийскую "катастрофу". Так было в апреле 2016 года, когда президентская гонка в Америке лишь набирала обороты, и команде Клинтон тогда еще не приходилось молниеносно реагировать на эскапады Трампа, еще не получившего республиканскую номинацию.
В условиях наличия нового соглашения между Москвой и Вашингтоном те, кто еще недавно обучался и вооружался по санкции Хиллари Клинтон, сейчас могут стать террористами, угрожающими США. Раскол по линии госсекретарь-президент уже едва ли может педалироваться командой Клинтон, потому что момент, когда дистанцирование от Обамы может принести политические выгоды, уже упущен.