ДАМАСК\АНКАРА\МОСКВА, 8 сен – РИА Новости. Война в Сирии с каждым днем становится все менее понятной даже для самих сирийцев. На сегодняшний день нет единого фронта. Против правительственных сил и между собой воюют несколько сотен бандформирований. А ведь есть еще и иностранные силы, по сути, участвующие в конфликте.
Вооруженное противостояние продолжается в Сирии с марта 2011 года. В его результате, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек.
В усилиях по содействию урегулированию сирийского конфликта участвуют практически все крупные мировые державы, в первую очередь – Россия и США. В четверг российский министр иностранных дел Сергей Лавров и американский госсекретарь США Джон Керри в очередной раз соберутся в Женеве, чтобы попробовать договориться о координации усилий в Сирии, возможности перемирия в этой стране. В преддверии этой встречи РИА Новости вспомнило, кто есть кто сегодня в воюющей Сирии и вокруг нее, какие основные силы действуют в этой стране.
Полцарства у Асада
Одна из сторон, участвующих в конфликте с самого его начала, – власти Сирии во главе с президентом Башаром Асадом. Еще один-два года назад казалось, что дни правящего режима сочтены: оппозиция и экстремистские группировки захватили несколько крупных городов, контролировали все нефтяные месторождения страны, ключевую инфраструктуру. Появились даже слухи, что Асад ведет переговоры о получении политического убежища за рубежом. Правительственной армии был нанесен огромный урон: от довоенных 325 тысяч человек осталось не более 100 тысяч.
Однако при поддержке России, начавшей в сентябре 2015 года операцию своих Воздушно-космических сил, Дамаску удалось переломить ситуацию, перейти в наступление на ключевых направлениях. Сейчас сирийская армия контролирует в общей сложности около 40-45% всей территории страны, в том числе — центры всех основных городов: Дамаска, Латакии, Тартуса, Хомса, Хамы, Алеппо (на 60%), Дейр-эз-Зора, Дераа (50%).
Непосредственную военную помощь сирийские власти получают только от России, Ирана, ливанской группировки "Хезбалла" и иракских шиитов. При этом Тегеран утверждает, что его регулярных войск или спецназа на территории Сирии нет, есть только советники из Корпуса стражей исламской революции, а российская сторона всегда подчеркивает, что поддерживает не лично Асада, но борьбу Дамаска с террористами и сохранение сирийского государства.
Вторая жизнь "Свободной армии"
Еще один "долгожитель" конфликта – так называемая умеренная оппозиция Сирии. В начале боевых действий основной ее ударной силой была "Свободная сирийская армия" (ССА), на некоторое время объединившая почти все антиправительственные фракции.
О поддержке "умеренной" сирийской оппозиции открыто заявляли Великобритания, Катар, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция. Помощь оказывается солидная: сирийским повстанцам направляют вооружения, оборудование, транспорт. Объем ее оценивается в несколько сотен миллионов долларов.
Однако поддержка извне не помогла сохранить единство сирийской оппозиции. За несколько лет конфликта она раскололась на отдельные группировки и уступила роль главного борца с режимом различным экстремистским и террористическим группировкам. Фактически с появлением ИГ и "Джебхат ан-Нусры", "умеренная" оппозиция и ССА, в частности, перестали существовать как самостоятельные вооруженные формирования с централизованным командованием. На сегодняшний день под знаменами "Свободной армии" воюют более 60 отрядов. По данным сирийской военной разведки, практически все они либо в союзе, либо под контролем "ан-Нусры".
Недавно о "Свободной сирийской армии" вновь стали часто говорить в СМИ в связи с началом сухопутной операции вооруженных сил Турции на севере Сирии. Наступление турецких войск проходит совместно с отрядами ССА и других протурецких вооруженных группировок. Агентство Anadolu со ссылкой на турецких военных уже заявило, что именно ССА при поддержке турецкой армии освободила от ИГ пограничную территорию Сирии от города Аазаз до Джараблуса.
Запрещены в России
Самый серьезный противник сирийских правительственных сил – запрещенные в ряде стран, в том числе в РФ, террористические группировки "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".
ИГ, созданное в 2006 году на базе иракского подразделения "Аль-Каиды", за несколько лет сумело стать одной из главных угроз мировой безопасности. Ее террористам удалось захватить значительные территории Ирака и Сирии. "Исламское государство" — одна из самых богатых террористических организаций с бюджетом 2,3 миллиарда долларов, ежедневно пополняющая свои активы на миллион долларов только за счет спекуляций на нефтяном черном рынке.
Численность боевиков ИГ в Сирии на сегодняшний день точно неизвестна. По примерным оценкам она составляет 250-400 тысяч человек. Группировка контролирует около 35-40% сирийской территории. Однако по большей части это пустыня (север Хомса, часть Ракки, Дейр-эз-Зора, Эль-Хасаке). Открыто о своей поддержке "Исламского государства", конечно же, не заявляет ни одна страна, но, по некоторым данным, с этой группировкой как минимум взаимодействуют некоторые страны региона. Речь идет, в частности, о торговле нефтью.
"Джебхат ан-Нусра" была создана в начале 2012 года и тоже "под крышей" "Аль-Каиды". Она известна как одна из наиболее агрессивных группировок из противников режима Асада: была замечена и в многочисленных атаках смертников, в расправах над мирным населением и пленными солдатами правительственных сил и в других военных преступлениях. Летом этого года "ан-Нусра" объявила, что отделяется от "Аль-Каиды" и переименовывается в "Джебхат Фатх аш-Шам".
Численность этой группировки, по имеющимся данным, сравнима с ИГ. Сейчас она контролирует около 25% сирийской территории: всю провинцию Идлиб, часть пригорода Дамаска, часть пограничной с Турцией линии на севере Латакии, около половины провинции Дераа и Кунейтра, около 40% провинции Хама. Именно под началом "ан-Нусры" в Сирии сражаются практически все радикальные группировки.
Как и в случае с "умеренной" оппозицией, говорить о слаженности действий радикальных группировок не приходится. По данным российского министерства обороны, между террористами давно растут противоречия по поводу контроля над денежными потоками и территориями. Боевики "Исламского государства" даже начали проводить теракты против своих "коллег" из "Джебхат ан-Нусры".
Курды: на три фронта
Одна из наиболее боеспособных местных сил сирийского конфликта – курды. Сначала они сражались в рядах "Свободной сирийской армии", однако скоро решили действовать самостоятельно.
Сирийские курды составляют около 10% от общей численности населения страны и живут преимущественно на севере Сирии. Их основные военно-политические структуры – партия Демократического союза и Курдский национальный совет. В марте 2016 года курды заявили о создании на севере Сирии автономного региона со своим правительством, парламентом, правоохранительными органами.
Главное боевое крыло сирийских курдов – отряды народной самообороны. В них, по некоторым данным, входит до 50 тысяч человек. Одним из самых крупных успехов курдских сил самообороны, стало освобождение от ИГ города Манбиджа. Уничтожить крупнейший оплот террористов удалось при поддержке авиации международной коалиции во главе с США. Сейчас курдские силы ведут наступление на севере провинции Алеппо. Им удалось добиться успеха в районе города Мари, где они освободили от ИГ несколько населенных пунктов. Курдские отряды продолжают вести бои и продвигаются в сторону города Эль-Баб.
Положение курдов осложняет то, что им фактически приходится воевать на три фронта – они ведут боевые действия против исламистов, "Свободной сирийской армии" и одновременно сдерживают действия Турции, считающей курдские подразделения террористическими.
ВКС России: ушли, чтобы остаться
Несмотря на вывод из Сирии большей части российской военной группировки, присутствие РФ на сирийской территории остается одним из определяющих обстановку факторов. Россия не отказалась от взятых обязательств по поставке сирийскому правительству вооружения и военной техники и обучения военных специалистов, по-прежнему работают авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Продолжают нести дежурство в Сирии комплексы ПВО "Панцирь" и С-400.
За время военной операции — с сентября 2015-го по март 2016 года — авиация РФ совершила более девяти тысяч вылетов. В результате ударов удалось серьезно остановить, а в отдельных местах и полностью прекратить ресурсное обеспечение террористов, уничтожены тысячи бандитов, 209 объектов нефтедобычи и переработки. С помощью российской авиации сирийские войска освободили 400 населенных пунктов, в том числе – древнюю Пальмиру, и более 10 тысяч квадратных километров территории. Операция ВКС РФ в Сирии также заставила оппозицию начать мирные переговоры с сирийскими властями для решения кризиса политическим путем.
Кроме этого, в Сирии действует российский Центр по примирению. Благодаря его усилиям количество населенных пунктов, присоединившихся к мирному процессу в стране, достигло 554. Около семидесяти вооруженных группировок заявили о своей приверженности выполнению условий прекращения боевых действий.
При всем этом российская сторона постоянно подчеркивает, что готова сотрудничать со всеми, кто действительно заинтересован в урегулировании сирийского конфликта. В первую очередь это касается, конечно, Соединенных Штатов. Между Москвой и Вашингтоном уже действует меморандум о предотвращении воздушных инцидентов в Сирии, идет постоянный обмен данными. Этого, однако, недостаточно, и Россия неоднократно предлагала перейти к конкретному взаимодействию военных двух стран. До сих пор Вашингтон от этого уходил.
Кризис коалиции
Пока Соединенные Штаты предпочитают действовать в рамках созданной ими в сентябре 2014 года международной коалиции по борьбе с "Исламским государством". Российская сторона указывает, что эти действия нельзя назвать законными с точки зрения международного права – США не получали разрешения на операцию в Сирии ни от Совета Безопасности ООН, ни от Дамаска.
Тем не менее, о поддержке этого формата заявляли более 60 стран, некоторые из них – преимущественно государства региона – участвуют в боевых вылетах в Сирии. На деятельность коалиции выделяются серьезные средства: по состоянию на 31 августа 2015 года стоимость кампании против ИГ оценивалась в 3,87 миллиарда долларов. Однако реальная отдача от них неясна.
Нет, например, официальных данных о количестве уничтоженных террористов. В июне 2015 года Госдеп США называл цифру в 10 тысяч убитых исламистов, которую аналитики сочли чересчур оптимистичной. Неизвестно и точное число гражданских лиц, ставших жертвами действий коалиции. Союзники лишь однажды признали свою вину в гибели мирных жителей, когда в сентябре 2014 года в Сирии погибли двое детей. Группа независимых журналистов Airwars в августе 2015 года опубликовала данные, согласно которым жертвами авианалетов коалиции стали 450 мирных жителей, в том числе 100 детей. А газета Guardian привела данные Центрального командования ВС США, признавшего, что в ходе 71 авианалета могли быть жертвы среди гражданского населения.
Не добавляют эффективности и разногласия внутри коалиции. В последнее время все сильнее расхождения между входящими в нее региональными державами, в первую очередь между Турцией и Саудовской Аравией. Эксперты даже не исключают, что кого-то из них коалиция скоро может недосчитаться.
"Из проамериканской коалиции или выпала, или вот-вот выпадет Саудовская Аравия. Потому что турецкая операция в Сирии в ее нынешнем виде съедает влияние саудитов и контрагентов Саудовской Аравии", — считает профессор НИУ ВШЭ, специалист по военным конфликтам средней и малой интенсивности Дмитрий Евстафьев.
В целом будущее коалиции представляется неопределенным. "Нынешний кризис коалиции уже предельный, дальше гибкости, вероятно, нет", — считает Евстафьев.
И Турция тоже
В конце лета на сирийской территории появился еще один активный самостоятельный участник боевых действий. Армия Турции 24 августа начала операцию "Щит Евфрата" против ИГ и других террористов. По сообщениям Анкары, за 15 дней турецкие военные уничтожили на территории Сирии 110 членов террористических организаций. Турция также заявила о готовности к совместным с США действиям в районе столицы ИГ – города Ракка, высказалась за организацию бесполетной зоны над Сирией.
Действия Анкары, однако, не находят понимания в самой Сирии. В Дамаске назвали турецкую операцию нарушением суверенитета и заявили, что военные Турции ведут огонь не по позициям ИГ, что приводит к жертвам среди мирного населения. Представители курдских сил, в свою очередь, назвали действия турецкой армии агрессией, направленной в первую очередь против курдов.
Российский МИД также опубликовал заявление, где выразил серьезную обеспокоенность в связи с продвижением турецких войск и поддерживаемых ими военизированных формирований сирийской оппозиции вглубь территории Сирии. По мнению МИДа, действия Турции могут дополнительно осложнить и без того непростую военно-политическую обстановку в Сирии, негативно сказаться на международных усилиях по выработке платформы урегулирования в Сирии.
Однако эксперты не склонны преувеличивать значимость таких высказываний Москвы. "Заявления заявлениями, но главное – не заявления, а то, что происходит на земле. Турция сдала Алеппо. А это был их ключевой "актив" в некурдской части Сирии. Взамен получает российский газ, восстановление торговли, отказ от поддержки курдов и тоже согласие на турецкую зону безопасности. Хороший размен. Эрдоган получил хорошие бонусы", — отметил Дмитрий Евстафьев.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>