Мировая премьера фильма американского режиссера Оливера Стоуна "Сноуден" о бывшем сотруднике Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдварде Сноудене пройдет в рамках международного кинофестиваля в Торонто 9 сентября. Один из исполнительных продюсеров фильма Игорь Лопатенок рассказал в интервью РИА Новости о съемках фильма, предпринятых мерах безопасности и будущих проектах Стоуна. Беседовала Анна Горбашова.
— Как вы попали в проект к Оливеру Стоуну?
— Мы с Оливером делали вместе другой проект — документальный фильм "Украина в огне" о событиях на Майдане, и на съемках этого фильма в декабре прошлого года, когда мы снимали в Москве интервью с Януковичем, я рассказал Оливеру, как его фильм "Уолл-стрит" изменил мою жизнь. Я ушел из университета и начал заниматься торговлей ценными бумагами. А он рассказал мне про свой проект о Сноудене. Я сказал, что готов присоединится, помочь с российским прокатом.
Он загорелся и по приезду в Лос-Анжелес оборвал телефон Морицу Борману — продюсеру класса А, который в частности делал со Стоуном фильм "Александр". Мы договорились, и в январе я присоединился к проекту.
— У Стоуна были проблемы с финансированием?
— У картины достаточно большой бюджет — 50 миллионов долларов. Американские дистрибьюторы ее не поддержали. Были разговоры с Sony в частности, но решено было идти независимо от мейджоров. Думаю, что тон высказываний мейджоры попытались бы прилизать, тема очень острая.
Яркий тому пример — немецкая компания BMW, которая участвует в каждой крупной картине Моритца Бормана, снимающейся в Германии, а мы снимали в Мюнхене, дала нам машины, а потом позвонили представители и попросили машины вернуть, потому что их американские акционеры против этой истории. Тема Сноудена очень контролируемая, я не знаю ни одного американского режиссера, кроме Оливера Стоуна, который способен за нее взяться. Мало того что все байопики про живущих еще людей заканчиваются в 70 процентах случаев исками, потому что людям не нравится как их показывают, еще и тема такая острая — опасения у всех были огромные.
— Сноуден принимал участие в работе над картиной в качестве консультанта?
— Эдвард появится в фильме, у него был один съемочный день в Москве. Мы снимали в основном в Мюнхене, а также на Гавайях, в Гонконге и в Вашингтоне, куда он приехать не мог. Всего в ходе работы над фильмом у Стоуна было порядка десяти встреч со Сноуденом в Москве, и исполнитель главной роли Джозеф Гордон-Левитт тоже встречался с Эдвардом. Для литературной основы были приобретены права на книгу адвоката Анатолия Кучерены "Время спрута" и книгу журналиста Люка Хардинга.
— По мотивам которых Стоун написал собственный сценарий?
— Книга хотя и является источником фактов, но кино — это драматизации. Наша картина — полный байопик, это реальные события, все факты имели место быть, но драматизм этих событий срежиссирован Стоуном. Сценарий написали Оливер Стоун и Кирен Фицджеральд.
— В СМИ писали, что во время работы над фильмом соблюдалась строжайшая секретность, сценарий хранился в компьютере, отключенном от сети. Вы боялись преследования спецслужб?
— Нам удалось соблюсти все меры предосторожности, хотя прямого вмешательства спецслужб мы не наблюдали, либо они очень хорошо работали.
Но сама работа над фильм была сопряжена с какими-то сложностями, а все события вокруг Эдварда связаны с вмешательством каких-то людей. Вы помните, как приземлили самолет боливийского президента, думая, что на борту Эдвард? Мы научились пользоваться закрытыми мессенджерами, не трассируемыми браузерами, защищенным облачным хранилищем, заклеивать веб-камеры. Ведь большинство людей добровольно отдают право шпионить за ними, нажимая на кнопочку "Я согласен" при регистрации бесплатного аккаунта. Они даже не подозревают, как много информации о себе они разрешают собирать, и не только разведывательным службам, но и коммерческим компаниям. После этого фильма люди по-другому будут относиться к безопасности своей электронной почты и социальных сетей и к тому, что бы они хотели, чтобы мир про них знал и видел.
— У вас есть блоги в социальных сетях?
— У меня есть страница в фейсбуке, я просто несколько раз проверил настройки приватности, она только для моих друзей, и я могу сознательно не делиться той информацией, которую никому не нужно знать. Надо предельно внимательно относиться к тому, что вы пишете на своих страницах.
Мало кто знает, например, что у NSA (National Security Agency) существует программа Sexint, которая собирает все данные о препочтениях людей, которые смотрят порно. Для чего это нужно? Чтобы потом предоставить компромат на нужных спецслужбам людей.
— Cноудену фильм понравился?
— Насколько я знаю его финальную реакцию, фильм ему нравится и он эту историю одобряет. Лично я считаю Гордона-Левитта потрясающе талантливым актером. Мне было непонятно, когда русская пресса писала, что он не похож на Сноудена. У нас есть момент, когда они оба в кадре, и я не могу согласиться с русской прессой, они похожи. И мне кажется, Джозефу удалось передать характер Эдварда, он справился.
— Помимо шпионской, в фильме присутствует лирическая линия главного героя?
— Да, роль подруги Сноудена Линдси замечательно сыграла Шейлин Вудли, вы ее знаете по фильму "Дивергент". Прототип Вудли переехала в России и живет со своим любимым в Москве.
— Российская версия картины чем-то отличается от той, что покажут в американском прокате?
— Русские зрители увидят фильм на один день раньше американцев, 15 сентября, и увидят действительно несколько другую версию — на четыре минуты длиннее. Что отрезали в США — секрет. Русскому зрителю повезло увидеть чуть больше.
— В каких еще странах будет показан фильм?
— Мы выходим очень широким прокатом в Америке, Германии, Франции, Китае, Японии и других странах.
— Надеетесь на зрительский успех?
— Стоун — мой мэтр, человек который сделал меня режиссером, я горжусь, что с ним работаю, для нас важен не бокс-офис, а реакция зрителей.
Насколько показывают предыдущие фильмы Стоуна, они работают очень долго, люди их все время пересматривают. В данном случае получился большой фильм Оливера Стоуна именно в его ключе.
— Возвращаясь к документальному фильму "Украина в огне", где вы были режиссером, а Стоун — исполнительным продюсером и интервьюером, когда мы его увидим?
— Оливер также принимал активнейшее участие в монтаже. Фильм готов, но мы сделали небольшую паузу, чтобы не мешать "Сноудену", я думаю, вы его посмотрите в октябре или ноябре.
У меня еще один большой проект, который мы начинаем промоутировать на кинорынке в Торонто, — это байопик о Гейдаре Алиеве, человеке с очень интересной судьбой которая просто просилась на экран. Съемки уже закончены, и сейчас фильм находится в стадии постпродакшна, заканчиваем его монтировать. Фильм выйдет в прокат в 2017 году.
— Кто сыграл роль бывшего президента Азербайджана?
— Это пока секрет. Могу сказать, что в картине снялись Сергей Гармаш, Алена Бабенко, Виктор Сухоруков. Помимо полнометражного фильма российские зрители также увидят восьмисерийный телефильм.
— Какова судьба фильма Стоуна о Владимире Путине?
— Документальный фильм о президенте Владимире Путине Стоуна — это большая и очень интересная картина. Съемки закончены, сейчас она монтируется, когда она выйдет — это тайна за семью печатями, но фильм будет интересен зрителю, особенно американскому.