МОСКВА, 8 сен – РИА Новости. В Европейском союзе за последние несколько лет произошел заметный раскол на несколько блоков – Север, Юг и Восток. При этом самым опасным для будущего Евросоюза оказываются именно европейские страны, такие как Польша и Венгрия, поскольку именно там националисты и популисты взяли курс на "культурную контрреволюцию", пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
Особенно заметным этот раскол стал после объявления Великобританией о выходе из состава ЕС, пишет автор. К первому блоку относятся Германия, страны Бенилюкс, Скандинавии и Балтии. Они объединены общностью экономической политики, верой в жесткое бюджетное планирование и — до недавнего времени — относительной толерантностью по отношению к иммигрантам, "хотя и здесь уже формируется разрыв", добавляет Бершидский.
К южному блоку обозреватель Bloomberg относит Грецию, Испанию, Италию, Португалию, Кипр и Мальту. Это образование долгое время оставалось аморфным и определялось только общностью экономических проблем. Сейчас же они все больше выступают за облегчение правил Евросоюза относительно долговых и бюджетных обязательств. Здесь лидером, скорее всего, может стать Италия или Греция, хотя в последней премьер-министр Алексис Ципрас все стремительнее теряет поддержку населения.
Самым же напористым, с точки зрения Бершидского, является восточный блок, куда входят страны бывшего социалистического лагеря. К ним, пишет автор, "старые" члены Евросоюза всегда относились с некоторой долей снисходительности из-за их бедной экономики на фоне Западной Европы, а сами новые восточноевропейские партнеры долгое время оставались "застенчивыми".
"Но (премьер-министр Венгрии) Виктор Орбан и (лидер правящей партии Польши) Ярослав Качиньский оставили скромность в стороне", — пишет автор, имея в виду критические заявления Орбана в адрес европейских политиков.
" В Европе политики близоруки, но только не мы с вами (имея в виду Качиньского — ред.)", — говорил Орбан на экономическом форуме в польской Кринице на этой неделе. В этом же заявлении венгерский премьер описал Brexit как возможность для "культурной контрреволюции", а Качиньский предложил "взять инициативу в свои руки" в вопросах европейской политики.
При этом националистические и популистские идеи в Польше возрастают с высокой скоростью, а Варшава так и не понесла никаких наказаний за реформу Конституционного суда, которую Брюссель назвал недемократической. И именно это дает почву для развития "неортодоксальным взглядам на демократию" в Венгрии и Польше, что в конечном итоге может привести к изменению основ развития Европейского союза, заключает Бершидский.