Максим Кононенко, для МИА "Россия сегодня"
Человек слаб. Человеку нужно все время контролировать свою самооценку. Человеку надо, чтобы он жил в согласии с собственной картиной мира, чтобы эта картина мира подтверждала человеку свою состоятельность и не ввергала его в сомнения.
И вот для того, чтобы обеспечить свою уверенность в текущем контексте, человечество придумало себе веру.
Бывает вера в правое дело, а бывает вера в общечеловеческие ценности. Но какой бы ни была вера, она должна быть достаточной. И в этом состоит ее фундаментальное свойство. Вера не может быть малой. Ослабление веры приводит к дезориентации человека в окружающем пространстве. И человек начинает делать странные, нелепые вещи.
Он, например, выдумывает себе "оскорбление чувств". Оскорбить можно только те чувства, которые слабы, и в которых чувствующий сомневается. Если же чувства искренни и сильны, то все пытающиеся оскорбить будут вызывать у чувствующего смех и снисхождение.
То же самое касается разного рода фальсификаций истории. Бояться фальсификаций истории могут только те, кто в собственной истории сомневается. Те же, кто уверен и в себе, и в истории, смотрят на фальсификаторов как на клоунов. Потому что они и есть клоуны.
Именно подобных теряющих веру людей мы и наблюдали в Киеве возле зданий телеканала "Интер" с горящими покрышками. А также внутри этих зданий с керосином в руках. Эти бойцы радикальных националистических организаций уже понимают, что что-то пошло как-то не так. И что их, вероятно, обманули со всей этой перемогой. И что они — следующие из детей, которых будет пожирать революция. Они теряют веру. А что делает человек, когда его вера слабеет? Он ищет причину. И, разумеется, находит ее в пропаганде.
Так же слабеет вера министра внутренних дел Украины Авакова, который, в сущности, и указал растерянным националистам на "Интер", написав в "Фейсбуке" о том, что телеканал передает что-то не то.
Всё это касается, разумеется, не только одной Украины. Обвинение "русских хакеров" в том, что они могут повлиять на результаты выборов в США — это полная потеря веры в собственные перспективы на выборах и в знаменитые институты главной демократии мира, которые обмануть невозможно. Запрет мусульманской одежды во Франции — это потеря веры в то, что Франция способна оставаться той Францией, какой она была на протяжении многих веков. Законы против "отрицания холокоста" — это признание недостаточности собственной веры в то, что холокост действительно был. И уж, конечно, арест блогера за то, что он записывает циничные ролики про православие (a.k.a. "ловит покемонов в храме") — это потеря веры в силу тысячелетнего русского православия, которому какие-то провинциальные блогеры со всеми их роликами и покемонами — что на амвоне пылинка. Точно так же, как терроризм и жестокости "Исламского государства" — от слабости веры в то, что ислам состоятелен, способен на великие культурные достижения и совершенно не нуждается в защите от кого бы то ни было, тем более с помощью пулеметов.
Но если в России или Европе мы наблюдаем лишь отдельные тревожные симптомы, то на Украине или в том же ИГ кризис веры тотален. И судьба этих уже совершенно онкологических социальных образований должна служить нам уроком и предупреждением.
О том, что нельзя терять веру.