Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета при правительстве РФ, для РИА Новости
Президент России Владимир Путин во вторник прибыл в Узбекистан, чтобы лично выразить соболезнования стране в связи со смертью Ислама Каримова. И, вероятно, обговорить с его преемниками будущее российско-узбекских отношений.
Без уважения не будет влияния
Речь, безусловно, шла о векторе развития российско-узбекских отношений, как с точки зрения политики, так и экономики. Не секрет, что новые власти страны прежде всего озабочены сохранением внутренней стабильности. Пока им удается не допускать разброда и шатания в элите, однако после выборов новому президенту придется проводить серьезные реформы, в частности бороться с низовой коррупцией, решать вопросы безработицы. Не говоря уже о том, чтобы параллельно бороться с исламизмом и радикализмом среди населения страны. На всю эту борьбу нужны деньги и политическая поддержка из-за рубежа.
Ряд российских политических активистов уже призывают использовать сложное положение Узбекистана для того, чтобы зафиксировать его пророссийскую ориентацию. Они предлагают затягивать Узбекистан назад в ОДКБ, а также вводить его в евразийские структуры. Если эти призывы трансформируются в реальную российскую политику, полагаю, это будет серьезной ошибкой.
И дело тут даже не в том, что узбекские спецслужбы могут сами справиться с внутренними угрозами, а армия (одна из мощнейших в СНГ) — с внешними.
Его преемники (по крайней мере в краткосрочной перспективе) не будут менять внешнеполитический курс. Да, они будут ориентироваться на Москву, и весьма возможно, что после выборов новый президент совершит свою первую поездку именно в Москву, однако демонстративно "привязываться" к российским евразийским проектам узбекистанские элиты не хотят.
Возможно, через какое-то время им и придется это сделать по объективным внешнеполитическим причинам (как говорил покойный президент Каримов, нельзя убежать от реальности), но публично демонстрировать им безвыходность их ситуации бессмысленно. Чтобы получить Узбекистан, его нужно уважать.
Защищать, как себя
Именно этим и занимался в Ташкенте Владимир Путин. Формально он мог и не приезжать, ведь Россию на похоронах уже представило второе лицо государства — премьер-министр Дмитрий Медведев.
Однако российский президент пошел на демонстративное игнорирование формальностей для того, чтобы показать уважение — вплоть до того, что преклонил колено на могиле узбекского лидера.
И узбекские власти уважение оценили, заявив, что визит Путина говорит о многом. "Это то плечо настоящего друга, когда для нас, для республики тяжелое время, мы скорбим о нашем первом президенте", — отметил Шавкат Мирзиеев.
Очень серьезное заявление, говорящее о том, что даже без членства в ОДКБ Узбекистан может рассчитывать не только на защиту Россией его границ, но и его режима.
Кто-то, конечно, скажет, что эти гарантии чрезмерны, однако не стоит забывать, что Узбекистан находится в центре всей Средней Азии. И если наследники Каримова не справятся, допустят скатывание страны в исламистский или революционный хаос, то из Узбекистана пойдет экспорт радикализма во все страны региона, зажжет ситуацию в Таджикистане, Киргизии, Казахстане.
И проблема тут даже не в том, что под угрозой окажется весь проект евразийской интеграции, в который Москва вложила столько финансовых и политических ресурсов. И даже не в том, что будут разорваны экономические связи (а тот же Узбекистан очень активно торгует с Уралом и Сибирью).
Проблема в том, что среднеазиатская нестабильность перекинется на Россию в лице миллионов беженцев, радикализации мусульманских регионов РФ. Поэтому России гораздо дешевле защитить Узбекистан сегодня, чем спасать свою территорию от среднеазиатских радикалов завтра.
Мягкие игры
Пекин рассматривает регион как свой стабильный тыл, а также транзитную зону для сухопутных торговых маршрутов с Европой. По мнению экспертов, российско-китайское сотрудничество станет непробиваемым щитом, который защитит Узбекистан от попыток раскачать страну извне.
Но будут ли эти попытки серьезными? Во многом расклад будет зависеть от позиции США.
Формально узбекские власти (в отличие от туркменских после смерти Туркменбаши I) соблюли закон, сделав спикера парламента и. о. президента до следующих выборов.
Фактически же всем понятно, что речь пойдет об управляемых выборах, на которых с убедительным отрывом победит назначенный коллективным руководством человек.
Думаю, если не произойдет чего-то неожиданного, Запад не будет особо критиковать исход этих выборов. Американцы намекнули, что не собираются поднимать вопрос о "демократичности процесса" и ставить под сомнение легитимность новых властей.
Судя по всему, Соединенные Штаты все-таки выучили андижанские уроки (когда они испортили партнерские отношения с Каримовым после того, как решили поиграть в защитников прав человека) и решили не бередить старые фобии.
Безусловно, Вашингтон будет активно участвовать в Большой игре за Узбекистан и всю Среднюю Азию, но не в виде дестабилизации пространства. Американцы постараются сделать то, в чем они традиционно сильны — использовать "мягкую силу", перетянуть на себя узбекские элиты или воспитать новые.
Но сделать это американцам будет крайне непросто. Поэтому у России достаточно времени на то, чтобы научиться, наконец, использовать мягкую силу для продвижения своих интересов.