Российские меценаты и коллекционеры искусства дарят крупнейшему французскому музею — Центру Жоржа Помпиду — коллекцию современного искусства СССР и России. 14 сентября в этом крупнейшем мировом музее откроется выставка "Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950—2000 годов". 250 работ из России не только будут показаны во Франции, но и останутся в собрании Центра Помпиду. Инициативу Благотворительного фонда В. Потанина поддержали частные коллекционеры, сами художники и их семьи, которые передали в дар работы.
Русское искусство в мире знают хорошо. И в том же Центре Помпиду есть большое собрание русского авангарда — работы Гончаровой, Ларионова, Шагала. Закупал этот крупный музей и советское искусство, однако происходило это от случая к случаю. Эксперты считают, что нынешний дар — к 40-летию авторитетного музея — сделает "российское представительство" в Центре Помпиду полноценным.
Впрочем, этот широкий жест в какой-то степени изменит представления публики не только о русском искусстве второй половины ХХ века, но, возможно, и о России. Подарок во многом, как сегодня принято говорить, "имиджевый".
Точкой отсчета для этой коллекции стала эпоха оттепели — именно тогда власти приоткрыли железный занавес, изолировавший советское искусство. В 50-е прошло сразу несколько выставок, которые перевернули представления советских художников о современном мировом искусстве. Работы Пабло Пикассо были показаны в ГМИИ им.Пушкина, выставки современного искусства прошли в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, а полотна Джексона Поллока показали во время Американской выставки в Москве.
Именно во времена недолгой хрущевской оттепели зародился московский нонконформизм — его художники разрабатывали собственный язык. Среди мастеров — художник и теоретик искусства, сын испанского политэмигранта Франциско Инфанте. Его работа — одна из самых ранних в коллекции, которая отправляется в Париж.
Вряд ли коллекция современного русского искусства могла бы обойтись без мастеров соц-арта — художественного направления, зародившегося в 70-е годы. Работа Эрика Булатова "Слава КПСС", наверное, самый хрестоматийный образец этого направления, которое как бы "выворачивает" искусство наизнанку, по-новому используя привычные знаки и символы.
Середина 80-х принесла некоторую свободу, художественная жизнь столицы переместилась в сквоты: представители богемы обосновывались в брошенных зданиях, превращая их в творческие мастерские. Одним из таких мест был сквот в Фурманном переулке, объединивший к концу десятилетия около ста художников. Среди них был и Павел Пепперштейн, чья "Жанна д' Арк" будет теперь в Париже.
В те же 80-е в тогдашнем Ленинграде подпольное искусство развивалось в тесном взаимодействии с рок-культурой — одновременно с "Поп-механикой" Сергея Курехина появляется объединение "Новые художники"; эти два явления практически неразделимы. В коллекции Центра Помпиду будет и работа Сергея Бугаева-Африки, который на родине известен широкой публике как исполнитель одной из главных ролей в фильме Сергея Соловьева "Асса."