29 августа 1996 года при заходе на посадку в аэропорту Лонгьир (Шпицберген, Норвегия) потерпел катастрофу российский самолет Ту-154. Погиб 141 человек.
Самолет Ту-154М "Внуковских авиалиний" выполнял чартерный рейс из Москвы в город Лонгьир (Longyear), который является административным центром архипелага Шпицберген (Свальбард) в Северном Ледовитом океане, а также центром добычи угля. В лайнере летели в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся после двухмесячного отпуска на работу в российские рудники "Баренцбург" и "Пирамида", принадлежащие тресту "Арктикуголь".
Взлетно-посадочная полоса аэродрома Лонгьир была построена во время Второй мировой войны немецкими военными строителями, которые с ювелирной точностью вписали ее между горами. Она начинается от берега залива Ис-Фиорд и упирается в бухту Адвент-Фиорд. В подавляющем большинстве случаев самолеты приземляются на нее, заходя на посадку с востока (от залива Ис-Фиорд), что сводит риск к минимуму. Именно поэтому российский экипаж, подлетая к аэродрому, запросил разрешение на посадку со стороны широкого и удобного Ис-Фиорда. Однако в этот момент ветер дул со стороны моря, поэтому российскому лайнеру предложили приземляться с западной стороны, обратным курсом. Для этого ему нужно было пролететь над окутанными туманом горами, снизиться в узкой лощине, обогнуть очередную возвышенность и перед самой посадкой взять на 20 градусов левее. День был облачным, а на аэродроме Лонгьир не было ни радиолокационных станций, ни даже радиосистемы ближней навигации, которая позволяет диспетчеру помочь экипажу посадить самолет.
В процессе захода на посадку, осуществлявшейся экипажем по приборам, самолет уклонился от установленной схемы снижения и столкнулся с горой Опера (Operafjellet) на высоте 907 метров, на расстоянии 14,2 километра от аэропорта и правее на 3,7 километра от посадочного курса.
По мнению специалистов, чтобы избежать столкновения с горой, самолету не хватило 15 метров высоты. При ударе лайнер разлетелся на части.
Хвостовая часть (именно в ней размещаются три турбореактивных двигателя) соскользнула с 900-метровой высоты по склону горы. Скольжение большого куска фюзеляжа вызвало снежную лавину, которая накрыла его почти целиком. Носовая часть перевернулась и легла на плато. Крушение самолета на Шпицбергене зафиксировала система спутникового слежения КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов).
Норвежская администрация Шпицбергена взяла на себя руководство поисково-спасательной операцией. В Норвегии объявили траур по погибшим в авиакатастрофе.
На место катастрофы была отправлена из России в Норвегию группа из наиболее подготовленных спасателей Центроспаса. Необходимо было найти всех погибших и, в зависимости от местонахождения, или поднять на плато или опустить к подножью горы с помощью альпинистского снаряжения.
Работы осложнялись трудностями в налаживании контактов и организации совместной работы с представителями местных властей и норвежской полиции. Так два спасателя были первоначально задержаны полицией на месте падения самолета и препровождены в участок, однако затем были отпущены, а губернатор острова даже принес им свои извинения. Работы продолжались шесть дней.
Были обнаружены бортовые самописцы ("черные ящики"), которые отправили в Москву для тщательного изучения, а также тела всех погибших. В катастрофе погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа. 77 человек были гражданами Украины, остальные — гражданами России. В докладе, сделанном российской комиссией по расследованию причин катастрофы Ту-154, говорится, что во время сильнейшего удара самолета о скалы пассажиры погибли практически мгновенно.
Расследование происшествия возглавила Норвегия, так как катастрофа произошла на ее территории. Оно было закончено в начале декабря 1999 года.
Причиной катастрофы названа ошибка летчиков.
В первую годовщину катастрофы на архипелаге Шпицберген у подножия плато Операфьеллет, о край которого задел самолет Ту-154, был установлен памятный знак. Он состоит из двух частей: обломка крыла разбившегося лайнера и стального портала с колоколом и православным крестом наверху. Рядом плита, на которой выбиты фамилии всех пассажиров и членов экипажа.
В центре российского шахтерского поселка Баренцбург на Шпицбергене построена небольшая православная часовня в память о погибших в авиакатастрофе у горы Опера в 1996 году.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников